• Имплантация зубов - отзывы довольных пациентов на сайте клиники Зубной Центр. |
Железнова Е.Н. Он и Она // Психология.Пермь. – 2010. - №19. с 19-21
В одном старом анекдоте говориться: «Если мужчина и женщина попадут в ледниковый период, то мужчина броситься добывать себе шубу, женщина же обрастет шерстью».
Неужели мы настолько разные? И если мы такие разные, то может быть и суть наших конфликтов с мужчинами кроется именно в этом. И тогда знание этой разницы позволит нам женщинам лучше понять мужчин и избегать в дальнейшем конфликтных ситуаций с мужчинами. Давайте поговорим об этом.
Начнем с нейрофизиологии. Большинство исследователей склоняются к тому, что правое и левое полушария функционируют у мужчин более автономно, чем у женщин. Большее число соединений между двумя полушариями объясняет способность женщин вести несколько не связанных друг с другом дел, их беглость речи, а также интуицию. Большинство мужчин могут делать только одно дело в определенный промежуток времени, например, не способны смотреть телевизор и слушать другого человека (Пиз А., Пиз Б., 2000). Так что милые дамы, если Ваш муж смотрит по телевизору матч на первенство мира по футболу, то не надо подходить к нему с рассказом о Вашей подруге или о том, какую Вы шубку видели в магазине. Он Вас просто не услышит. Проще посидеть и посмотреть вместе с ним этот матч века. А уж потом... можно и о подруге, и о детях, и о шубе.
Только надо учитывать следующий момент, что считывание эмоциональной информации и её восприятие у нас тоже разное. Мужчины и женщины одинаково хорошо различают выражение положительных эмоций. Особенно успешно (90%) представители обоих полов идентифицируют выражение печали на лицах мужчин. Что касается женских лиц, то мужчины в 30% случаев не способны распознать выражение печали на лице женщины, хотя, как показал электронный томограф, их мозг в это время работал более напряженно, чем мозг женщин. При этом женщины обладают высокой чувствительностью при распознавании изменений в тональности и громкости голоса (что дает им возможность лучшего восприятия состояния другого человека), мужчины лучше ориентируются в том, откуда исходит звуковой раздражитель (Пиз А., Пиз Б., 2000). Этим объясняется разница между мужчинами и женщинами в восприятии и в реакции на окружающих. Это значит, что мужчине нужно рассказать о том, что чувствует женщина и что ему нужно сделать, чтобы помочь. Напротив, женщина часто точно знает, что происходит и что нужно сделать, чтобы помочь. Когда женщины считают, что мужчины тоже могли бы... «если бы действительно любили» или «если бы постарались», - они глубоко ошибаются. Исследования показали, что взаимоотношения партнеров намного улучшаются, если просьбы высказываются открыто и не применяются заявления типа «мне ничего не нужно, если об этом приходится просить». Больше конкретики, милые дамы.
По мнению Н.Н.Обозова, мужчинам присуща объективность как ориентация на реальные факты при оценке восприятия мира, для женщин же характерна субъективность и впечатлительность как ориентированное на свое состояние восприятие, преобладающее в оценке внешнего мира. Межличностные отношения у мужчин более прямолинейны (чаще по схеме «да - нет»), у женщин в отношениях с людьми проявляется большая чувствительность к различным нюансам общения. Применительно к мужчинам словесные поощрения расслабляют и замедляют деятельность, у женщин, напротив, возбуждают и ускоряют ее - отсюда любовь к комплиментам (Обозов Н. Н., 1995).
Интересно изучение поведения мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Исследование, проведенное в лаборатории Б.Г.Ананьева в 1966 году, показало, что женщины реагируют на саму экстремальную ситуацию, а мужчины расходуют энергию уже на представление об экстремальной ситуации. Поведение мужчин при этом чаще оканчивается неудачей. Коль речь пошла о стрессе, женитьба и все что с этим связано для мужчины вызывает большой стресс. Опять же по данным ученых были выявлены пять основных типов направленности интересов в различные сферы деятельности у мужчин и женщин.
У мужчин это: направленность интересов на творчество (с доминированием ценностей «творчество», «работа», «любовь», «познание» и с отрицанием ценности «семья»), на познание («свобода», «познание», «самостоятельность»), на работу («работа», «друзья», «творчество»), «свободолюбиво-гедонистический» тип («свобода», «творчество», «любовь», «удовольствия») и «гармонический тип» («семья», «любовь», «работа», «творчество»). Таким образом, у мужчин лишь в последнем типе есть точный ориентир на «семью».
У женщин наряду с «мужскими» типами направленности интересов - на познание («равенство», «познание», «друзья») и на творчество («творчество», «познание», «свобода»), которые подтверждаются активностью представительниц этих типов в данных сферах и творческими результатами, выявились и специфически женские типы направленности интересов: «гармонический тип» (с доминированием ценностей «любовь», «семья», «творчество»), а также два значительных по численности типа чисто семейной направленности: 1 - с доминированием ценностей «семья», «любовь», «материально обеспеченная жизнь»; 2 - «свобода», «любовь», «семья». Также у нас разные потребности для создания семьи и удовлетворение в браке. Так, Уиллард Харли на основе психотерапевтической работы с тысячами супружеских пар выделяет следующие пять потребностей в браке у мужчин (под которыми автор понимает скорее ожидания в отношении партнера): 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства (или «домашняя поддержка» со стороны супруги), 5) восхищение (моральная поддержка женой). Соответственно потребности женщин: 1) нежность (атмосфера романтики и заботливости), 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая поддержка, 5) преданность мужа семье (выполнение им отцовских обязанностей). По мнению Харли, часто неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены просто незнанием потребностей друг друга. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, неудивительно, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни. Муж может искренне стремиться удовлетворить потребности своей жены, но если он считает, что ее потребности сходны с его собственными, то его постигнет неудача (Харли У., 1992).
Бизнес-тренер, HR консультант центра практической психологии «Шестое чувство»
Е.Н. Железнова
[email protected]