• Искуственные зубы за один день цена и гарантия в клинике AllOn4.sale. |
Трунов Д.Г. Три женских комплекса, или идентичность против сексуальности // Психология.Пермь. – 2010. - №19. с 5-7
Природа, культура и общество одарили женщину обязанностью быть красивой. Это одна из составляющей женской идентичности. В свою очередь, главной составляющей женской красоты — и с точки зрения природы, и с точки зрения культуры, и с точки зрения общества — является сексуальная привлекательность женщины. Это качество может быть оценено объективно по соответствующей поведенческой реакции мужчин. Поэтому любое внешнее проявление сексуального влечения мужчин — от легкого интереса до явного сексуального возбуждения — является показателем успешного исполнения вышеуказанного долга перед природой, культурой и обществом.
С этой точки зрения, сексуальный успех среди мужчин можно понимать как показатель достижения женской идентичности, то есть как некую гендерную функцию, которую женщина должна выполнить, чтобы успешно идентифицировать себя с образом женщины. Если этого не происходит, и женщина не видит признаков того, что она является сексуально привлекательной, то она не чувствует себя настоящей женщиной.
В то же время, выполнение какого-либо действия вследствие обязанности или долга еще не означает, что это действие выполняется по внутренней необходимости, то есть по желанию. Подтверждение своей женской идентичности тоже не исключение: женщина может демонстрировать свою сексуальную привлекательность, но при этом вовсе не иметь сексуальных побуждений. В таких ситуациях можно говорить о комплексе, включающем в себя противоречие между сильно выраженной потребностью в подтверждении женской идентичности и слабо выраженными сексуальными побуждениями.
Ниже будут описаны три таких женских комплекса, проявления которых можно наблюдать в обыденной жизни. Эти комплексы названы в честь известных персонажей, у которых вышеуказанные противоречия были обострены до такой степени, что даже явились причинами убийств, — конечно же, убийств мужчин.
Комплекс Сирены
Как известно, сирены — это полуптицы-полуженщины, живущие на скалистых островах и заманивающие своим дивным голосом моряков, а затем убивающие и пожирающие их. Попробуем отвлечься от мифологического содержания и увидеть в этом сюжете метафору гендерных отношений, в которых проявляется комплекс противоречий между женской идентичностью и сексуальной потребностью. Голос сирен как нечто притягивающее моряков может символизировать сексуальную привлекательность. Странный, не совсем женский облик сирен означает ощущение женской неполноценности, а значит существующую потребность в доказательстве своей женской идентичности. Одновременно с этим птичья часть тела сирены является причиной невозможности сексуального контакта с мужчиной. Отсюда — мотив убийства с последующим поеданием своей жертвы, означающий агрессивную реакцию женщины по отношению к мужчине, который был необходим лишь для подтверждения ее женской привлекательности, а затем после успешного выполнения им своей функции стал мешающим и, возможно, вызывающим еще большую неполноценность объектом.
Таким образом, в образе сирены мы можем увидеть символ комплекса противоречий между внутренней потребностью подтвердить свою женскую идентичность, проявляющуюся в сексуальном привлечении мужчин, и нежеланием вступать с ними в сексуальные отношения в силу разнообразных причин: сексуальной незрелости, связанности брачными узами с другим мужчиной, гомосексуальной ориентации или, наконец, просто отсутствием в данный момент сексуального желания. Конечно, в обыденной жизни результаты этого комплекса не так драматичны, как в мифе, и агрессия по отношению к мужчине может проявляться в высокомерном игнорировании, иронии, оскорблениях или физических действиях, которые следуют за естественной реакцией мужчины на разнообразные способы демонстрации женщиной своей сексуальной привлекательности. Такое противоречивое поведение женщины может успешно рационализироваться (объясняться): “Все мужчины одинаковые — им надо только одно”, “Ненавижу мужчин, которые видят во мне только сексуальный объект” и т.д...
Кандидат философских наук ПГУ
Д.Г. Трунов
[email protected]