• Быстрая проверка свидетеля на полиграфе в Москве. |
Новые детекторы лжи заглянут прямо в мозг
В попытках создать более совершенный детектор лжи ученые обратили свои взоры от неосознанных сигналов, испускаемых органами тела человека, к средоточию его лживости - мозгу.
Бриттон Ченс (Britton Chance), биофизик из университета штата Пенсильвании, разрабатывает систему, позволяющую с помощью инфракрасного излучения проследить за процессами, протекающими в коре предлобной области мозга - как раз там, где зарождается ложь.
Испытатели новой системы, надев на голову специальную повязку с аппаратурой, должны отвечать на вопросы исследователей - на одни честно, на другие - наоборот. В тот момент, когда испытуемый принимает решение солгать (еще до того, как ложь слетит с уст), происходит мгновенное, продолжительностью в миллисекунды, ускорение потока крови, своеобразный "всплеск". Эти толчки регистрируются датчиками и отображаются на экране компьютера.
В перспективе, полагает г-н Ченс, необходимость в повязке с датчиками отпадет вовсе. Достаточно будет просто прикоснуться к человеку специальным чувствительным датчиком, чтобы удостовериться в его искренности. А тот ничего и не заметит. Правда, при таком скрытом тестировании на правдивость возникают вопросы этического свойства, связанные с нарушением прав личности на самом глубоком уровне, какой только можно вообразить, но такие вопросы обычно прогрессу не помеха.
Традиционные детекторы лжи (так называемые полиграфы) представляют собой устройства, измеряющие частоту сердцебиения и дыхания в то время, когда человек отвечает на задаваемые ему вопросы. Обмануть его несложно - достаточно, например, просто надавливать на гвоздь в ботинке. Крайнюю ненадежность полиграфов успешно доказал Олдрич Эймс - высокопоставленный сотрудник ЦРУ США, успешно прошедший тестирование на полиграфе в промежутках между шпионажем в пользу СССР и России, которым он занимался у себя по месту службы. И хотя федеральные агентства по-прежнему тестируют на полиграфе своих сотрудников, суды в США не рассматривают результаты тестов на полиграфе в качестве доказательств. Тем не менее, разработки ученых позволяют предположить, что разработка значительно более надежного (пусть и не стопроцентного) детектора лжи станет возможной уже в скором будущем.
Пока г-н Ченс совершенствует свой надеваемый на голову детектор, другой ученый из Пенсильвании, психолог Дэниел Ланглебен (Daniel Langleben) помещает добровольцев внутрь магнитно-резонансного томографа и фотографирует их мозг, пока они говорят неправду. При этом, как заявляет ученый, отдельные участки мозга на экране ярко вспыхивают.
По мнению обеих ученых, мониторинг мозговой активности позволит создать практически безошибочный полиграф, поскольку человек не способен контролировать процессы, протекающие в собственном мозге. В то же время полиграф, к примеру, регистрирует не столько сам факт лжи, сколько сопровождающий его страх быть уличенным во лжи, а с симптомами собственного страха человек справиться может.
При этом разработчики подчеркивают, что "светлая" сторона применения надежного детектора лжи обычно недооценивается. Например, что может лучше подчеркнуть невиновность невиновного, чем отрицательный результат тестирования на по-настоящему надежном полиграфе?
Но и это не все. Медики смогут проверить, насколько точно пациент описывает собственные симптомы. Руководство предприятий сможет проверить искренность собственных работников. А работники - честность менеджеров и бухгалтеров.
Одна из методик выявления лжи уже прошла проверку на практике.
Прибор, разработанный Лоренсом Фавеллом (Lawrence Farwell), компания Brain Wave Science, позволяет получить "отпечатки мозга", столь же уникальные, что и отпечатки пальцев. Для их получения используется излучение мозга на волне Р300, которая излучается тогда, когда человек рассматривает знакомый ему объект. На приборе уже прошел тестирование обвиненный судом Айовы в убийстве Терри Харрингтон (Terry Harrington). Результаты тестирования показали, что в его памяти отсутствует сцена убийства. Суд, однако, не принял результаты тестов в качестве доказательства.