Убитый Литвиненко - не помеха радиоактивному сотрудничеству
После смерти Александра Литвиненко в Лондоне в конце минувшего года отношения между Россией и Британией заметно испортились - дело дошло уже до взаимных высылок дипломатов. Но сворачивать сотрудничество в сфере ядерной безопасности Москва и Лондон не собираются.Над Сайда-губой возвышается утес с потускневшими портретами Маркса и Ленина.
А в глубинах Баренцева моря у ее подножия лежат другие пережитки советских времен - ржавеющие остовы атомных подводных лодок. Они уже давно закончили свою службу, но по-прежнему опасны своей радиацией.
Министр энергетики Великобритании Малколм Уикс стал первым членом правительства страны, побывавшим в России после очередного обострения спора двух стран в июле.
Он ездил сюда, в Мурманск, в составе делегаций Британии и Норвегии. Эти страны участвуют в программе "Глобальное партнерство", призванной уменьшить угрозы, исходящие от ядерных материалов на территории бывшего Советского Союза.
"Между нами в настоящее время есть серьезный вопрос. Мы не намерены это скрывать. Мы четко заявили Москве свою позицию по этому вопросу. На нашей территории произошло убийство человека, и это очень важно", - признает Уикс.
"Однако это партнерство не прекратится. - продолжает он. - Дипломатические отношения между нашими странами сохранятся, и важно, чтобы и эта жизненно необходимая работа также не прекращалась".
К северо-западу от Сайда-губы находится губа Андреева. Там становится понятно, почему именно программа "Глобальное партнерство" так важна.
Подозрительность
"Мы хотели бы, чтобы поток информации был лучше. И чтобы эсперты могли свободнее делиться тем, что им становится известно, и результатами своих исследований"
Лив Моника Стубхолт замминистра иностранных дел Норвегии
Для начала, там опасно. Из-за высокого уровня радиации на объекте даже для кратких визитов необходимо надевать защитный костюм.
Во-вторых, это секретный объект. Всем съемочным группам, в том числе Би-би-си, русские разрешили снимать только с условием, что отснятый материал будет подвергнут цензуре.
И для нас это была не первая проблема. За несколько часов до этого нам не дали снять демонтируемую подлодку на военно-морской верфи в Полярном.
К нам подошел человек в штатском, заподозривший, что мы фотографируем - я предполагаю, что он был сотрудником ФСБ. Он потребовал показать, что было записано на кассету у нас в камере.
Снять осмотр субмарины делегацией нам тоже не разрешили. Даже несмотря на окончание холодной войны, ядерное наследие советского флота по-прежнему окутано завесой секретности.
Губа Андреева
На губе Андреева я расстался со своими коллегами с телевидения и сел в автобус для гостей, предоставленный компанией СевРАО, которая управляет объектом.
Нам показали лежащий на боку у причала остов затонувшего корабля. Внутри него хранится 30 тонн отработанного ядерного топлива. Казалось невероятным, что он так долго мог оставаться без присмотра.
И еще нам показали новые помещения, построенные на месте рассыпающихся советских построек.
В докладе британского правительства, опубликованном в декабре 2005 года, говорилось о "значительном уровне загрязнения почвы".
От губы Андреева всего 45 км до границы с Норвегией. Норвежцы оплатили благоустройство объекта, в частности строительство ограждения для защиты от террористов.
Всем выгодно
Заместитель министра иностранных дел Норвегии Лив Моника Стубхолт в целом довольна развитием сотрудничества - но признает отдельные трудности.
"У нас есть вопросы по поводу открытости и прозрачности. - объясняет она. - Мы хотели бы, чтобы поток информации был лучше. И чтобы эксперты могли свободнее делиться тем, что им становится известно, и результатами своих исследований".
Россия, впрочем, уже не такая бедная страна, какой она была в 1990-е годы, так что уместно спросить, почему Британия и другие страны должны платить за утилизацию ее радиоактивных отходов. По мнению директора СевРАО Валерия Пантелеева, от этого выигрывают все.
"В части ядерных отходов британцы, итальянцы и шведы, с которыми мы сотрудничаем, тоже что-то имеют", - говорит он.
Когда мы уезжали из губы Сайда, в нескольких метрах от ржавеющего корпуса списанной атомной подлодки какой-то мужчина ловил рыбу. В этом регионе некоторые смирились с жизнью бок о бок с радиоактивными отходами. Но соседям России, да и более удаленным странам, расслабляться нельзя.