В России запретили любые дозы алкоголя за рулем
В пятницу вступил в силу закон, полностью запрещающий водителям употреблять алкоголь за рулем. Согласно этому документу, из Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) убирается положение, устанавливающее максимальный разрешенный уровень содержания алкоголя в организме водителя. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму РФ президентом Дмитрием Медведевым, который решил, что наличие лимита, отличного от нуля, провоцирует пьянство за рулем.Учитывая, что разрешенный уровень этанола в крови российских автомобилистов появился в КоАП всего два года назад, стоит вспомнить, какие аргументы за его введение приводили законодатели в 2008 году, чем он не угодил нынешним властям, а также рассмотреть возможные последствия принятого закона для российских автомобилистов.
Историческая справка
Четко обозначенный "разрешенный" уровень алкоголя в крови российских водителей появился в КоАПе 1 июля 2008 года, вместе с поправками, которые вводили видеофиксацию нарушений скоростного режима и другие ужесточения ответственности для автомобилистов. Однако, в отличие от карательных мер, эта законодательная инициатива рассматривалась большинством правозащитников как очередной шаг на пути к настоящему демократическому обществу, построенному по западной модели. Ведь на Западе подобные допущения присутствуют во многих странах.
Когда законопроект обсуждался, больше всего споров возникло по поводу предложенной авторами документа цифры - 0,3 промилле. Людей практичных интересовал вопрос, сколько это в кружках пива и рюмках водки (заходила даже речь про бокалы с вином). Космополиты сравнивали российскую цифру с нормами, которые действуют в соседних, пользующихся репутацией пьющих, северных странах. Рационализаторы предлагали установить сразу несколько этаноловых "планок" и придумать для них прогрессивную шкалу наказаний. Например, можно было бы четко прописать, какие промилле соответствуют состоянию легкого алкогольного опьянения, при какой концентрации этанола в организме водитель пьян по-настоящему, и при какой автомобилист, что называется, "в стельку".
По мнению сторонников рационального мышления, такая градация позволила бы более справедливо подбирать наказание для автомобилистов-"пьяниц": слегка подвыпивших штрафовать на круглую сумму, за нездоровую тягу к спиртному - лишать прав, а тех, кто умудряется напиться за рулем до чертиков, - сажать на реальный срок в тюрьму.
Зарубежный опыт
Благодаря шумихе, которая поднялась из-за готовящегося введения "промиллей", жители России узнали много нового. Например, в ходе изучения зарубежного опыта выяснились интересные подробности про предлагаемый российскими законодателями лимит.
Оказалось, что есть страны, где установлены и более жесткие ограничения. Например, там, где действует исламское право, - в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и т.п. - концентрация этанола в крови водителя, как впрочем и любого другого гражданина страны, должна быть равна нулю. Существуют и европейские страны, в которых установлены такие же "нулевые" лимиты для автомобилистов. Это Словакия, Чехия и Венгрия.
Затем оказалось, что в зависимости от роста, веса, комплекции, наличия хронических заболеваний, а иногда и семейного положения или обстановки на работе, одна и та же кружка пива может оказывать на граждан совершенно разный эффект, который с помощью обычных единиц измерения концентрации описать сложно.
Как объясняли тогда врачи-наркологи, процессы метаболизма у людей протекают по-разному - с разной скоростью, а иногда и в разных направлениях. Поэтому к новой цифре советовали относиться осторожно и не пытаться найти "свою норму" за рулем.
Правда, под давлением журналистов, которые настойчиво "пытали" медицинских работников одним и тем же вопросом "Сколько можно выпить, чтобы было не больше 0,3 промилле", некоторые из них сдавались и называли конкретные цифры, пространно рассуждая об "одном бокале пива" или "пятидесяти граммах".
В итоге закон приняли в Госдуме, его утвердил Совет Федерации, подписал президент и... ничего не изменилось. Просто потому что шумиха из-за "промиллей", по большому счету, была поднята на ровном месте.
"Клиника"
Объяснить, почему так получилось, проще всего на примере. Допустим, в городе живет некий офис-менеджер, регулярно натыкающийся в газетах на информацию о гаишниках, которые в сговоре с медработниками вымогают деньги за "пьянку" даже у трезвых водителей. И вот однажды вечером после работы перед ним встает выбор - выпить кружку пива с коллегами перед поездкой домой в надежде на "промилли" или поостеречься ГИБДД. В таких случаях, как и до введения разрешенного уровня алкоголя в организме, чаще всего побеждает здравый смысл.
Другая ситуация: поселок городского типа N в двухстах километрах от ближайшей федеральной трассы, ночь, веселая компания, магазин далеко, но за "добавкой" можно слетать на "тачке". Местные гаишники на этих дорогах редкость, поэтому этанол в крови если и будут определять, то уже в больнице - когда пьяная поездка закончится аварией. И тут уже не важно, 0,3 промилле было у водителя, или больше.
Более того, по мнению ряда экспертов, появление "разрешающего" уровня алкоголя в крови на самом деле не содержал в себе никаких послаблений для автомобилистов. Наоборот, отныне недобросовестные работники ГИБДД при медосвидетельствовании могли руководствоваться исключительно показанием приборов: если содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе превышало отметку в 0,15 миллиграммов на литр, водитель автоматически признавался пьяным.
Между тем, согласно пункту 16 "Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", признать водителя нетрезвым можно только при наличии клинических признаков опьянения в дополнение к положительным результатом анализов. К ним относятся нарушение координации движений, неадекватное поведение и тому подобное.
Клинические признаки опьянения в таких случаях крайне важны. Ведь любой автомобилист "грешен" от рождения - в человеческом теле присутствует эндогенный, то есть природный этанол. Причем о том, в каком количестве он содержится в наших организмах, единого мнения у ученых нет. Согласно одним исследованиям, его концентрация обычно меньше 0,1 промилле, по другим - 0,2 промилле, третьи источники утверждают, что фоновое содержание спирта в крови некоторых из нас может достигать и 0,3 промилле.
Так что теперь, когда из "пьяной" статьи КоАП вновь убрали границу по промилле, некоторые сотрудники ГИБДД начнут с удвоенным энтузиазмом признавать пьяными всех водителей, содержание алкоголя в организме которых отличается от "абсолютного нуля". Поэтому автомобилистам нельзя забывать, что формальный порядок медицинского освидетельствования президентские поправки не отменяют: клинические признаки по-прежнему имеют такой же вес, как и концентрация этанола в организме водителя - согласному все тому же 16-у пункту "Инструкции".
Но есть одно "но": в Минздраве, который разрабатывал эту инструкцию, за несколько дней до вступления в силу поправок неожиданно решили, что при определении состояния опьянения клинические признаки учитывать больше не нужно. Врачи, как говорится в разъяснении Минздрава, распространенном 4 августа, теперь "будут определять состояние опьянения исключительно по содержанию алкоголя в выдыхаемом воздухе". Если же водитель окажется не согласен с результатами проверки, то он сможет "потребовать провести анализ крови".
Автомобилистам с высоким эндогенным уровнем алкоголя в организме Минздрав советует не соглашаться с результатами медосвидетельствования и обращаться в территориальные медицинские комиссии, которые будут рассматривать такие дела в 10-дневный срок. Доказать свое "природное" опьянения водители смогут с помощью соответствующих справок от врачей.
На основании чего было принято такое противоречивое решение - неясно. Ведь формально, по действующим инструкциям, врачи обязаны учитывать наличие или отсутствие клинических признаков опьянения. Не отменяет их и проект приказа Минздрава от 2 августа, в котором вносятся изменения в пункты 15 и 16 инструкции по медосвидетельствованию, и который до сих пор не подписан.
Складывается впечатление, что, добавляя и убирая промилле из КоАП, законотворцы и медицинские чиновники все сильнее запутываются сами и запутывают окружающих, попутно создавая новые "кормушки" для недобросовестных инспекторов ДПС. Чему будут следовать "гаишники" и врачи в "прикормленных" медпунктах - неудобным для них инструкциям или спорным "разъяснениям" Минздрава - предположить, увы, несложно...
Проблема лишь в том, что злостные нарушители, позволяющие себе садиться за руль в нетрезвом виде, по-прежнему будут игнорировать любые запреты и инструкции, откупаясь от "гаишников" многотысячными взятками или "правильными" корочками.
Что делать, если... Алгоритм общения водителя с сотрудником ГИБДД, который предлагает пройти освидетельствование на состояние опьянения, после вступления в силу поправок не изменится. "Гаишник" в такой ситуации по-прежнему должен иметь сертифицированный алкотестер со всеми сопроводительными документами, опломбированный и определенного образца: с функцией внесения данных о водителе и встроенным принтером, на котором будут распечатываться результаты анализа и время его проведения.
При этом, на процедуре освидетельствования должны присутствовать двое понятых, а водитель всегда может отказаться от проведения анализа на месте, потребовав отвезти его в соответствующее медучреждение для полноценного медицинского освидетельствования. В таком случае "гаишник" должен будет составить протокол с описанием клинических признаков опьянения и получить подписи понятых. Отказываться от освидетельствования вообще нельзя - за это грозит лишение прав на срок до двух лет (статья 12.26 КоАП РФ).
Если же водитель уверен, что абсолютно трезв, а врачи установили обратное (например, в случае сговора с сотрудниками ГИБДД, что тоже бывает), то можно отправиться на независимую экспертизу. Правда, ее результаты будут рассматриваться судом только в том случае, если тест был проведен в течение двух часов после первого освидетельствования.
Узнать адрес соответствующей клиники в Москве можно по телефонам "Горячей линии" департамента здравоохранения столицы: 8 (495) 251-14-55, 8 (495) 251-83-00. Кроме того, список московских клиник в четверг был опубликован "Российской газетой".