Московские психологи все чаще сталкиваются с новой для столицы проблемой. Освоение компьютерной грамотности ведет к интернет-зависимости у взрослых и игровой зависимости у детей
Школьникам из московского района Измайлово проще набивать текст на компьютере, чем писать от руки. Десятилетние дети - пользователи компьютера с трехлетним стажем. Традиционные школьные аксессуары - в тени высоких технологий. Доска - это экран, куда проецируется картинка из учительского компьютера. Площадь треугольника высчитывается не циркулем и линейкой в тетради, а на мониторе. Урок - живая геометрия. Учителя считают, что живой ее делает именно машина. "Компьютер дает возможность сделать обучение более индивидуальным, индивидуализировать работу ребенка по любому предмету, дает возможность его творческой деятельности", - говорит заместитель директора Елена Хохлова.
Это интерактивное обучение. Разработка программы - от специалистов Института высоких технологий, исполнение - от десятилетних школьников. Сам себе режиссер и видеомонтажер. Дети работают на "макинтошах". Данила Тымчишин сетует: в школе не получается использовать ноутбуки на полную мощь. Учителя запрещают пользоваться электронной почтой и выходить в интернет. Преподаватели учат - компьютер нужен для получения информации, всему остальному дети учатся сами.
Компьютерный клуб в подвале жилой многоэтажки. Вход свободный, возрастных рамок нет. Табу только на сигареты и алкоголь, сюда приходят даже второклашки. Час игры стоит 20 рублей, завсегдатаи советуют брать пакет - три часа за сорок пять рублей. Лучше приходить ночью - выходит дешевле. Многие родители детей приводят сами. "Некоторые действительно приводят детей, приводят за руку. Его привели, дали 50 рублей, вот сиди, а сами родители пошли куда-то", - говорит руководитель клуба Евгений Усков.
У игроков - свои имена-ники, свой жаргон и собственная стратегия игры. Особым шиком считается не просто убить виртуального противника, а сделать это красиво. Так, как играли российские школьники, выигравшие первый чемпионат мира по компьютерным играм.
Постоянная спутница игрока-профессионала - клава, так они называют клавиатуру. Тот, кто крепко попал в компьютерную паутину, без ноутбука не обходится. Окно из мира реального в виртуальный, которое можно открыть в любой момент. Вторая реальность, которую ты программируешь сам. В чате ты тот, кем хотел быть, но не смог. Второе я, которое со временем может заменить личность ребенка. В российской психологии появился термин "интернет-адекция" - зависимость от виртуальных услуг: электронной почты, чата и сайтов. Это касается подростков и взрослых людей. У детей чаще всего игровая зависимость выражается в том, что за компьютером проводят по несколько часов в день, а все карманные деньги тратят на новые игры и компьютерные аксессуары. "Это резко ухудшает качество учебы или работы. Это выражается в чувстве постоянной досады, если возникают проблемы в реализации этого вида деятельности - общении с компьютером", - говорит сотрудник кафедры социальной психологии МГУ Елена Белинская.
Специалисты вспоминают случаи, когда на Западе из ревности к виртуальным любовникам происходили реальные убийства или когда после смерти героя компьютерной игры у игроков не выдерживало сердце. В Америке кибернетические расстройства выделены в отдельный вид психиатрических расстройств. У нас такие факты единичны, ими занимаются психологи.