Чрезмерная агрессивность, свойственная некоторым подросткам, может быть не только результатом неправильного воспитания, но и последствием органических изменений головного мозга
К такому выводу пришли исследователи из Университета штата Канзас, которые изучали особенности функционирования головного мозга подростков с повышенным уровнем агрессивности.
Испытуемым были предложены различные "стимулы агрессивности", такие как компьютерные игры, видеофильмы и так далее. Во время наблюдений с помощью магнитно-резонансной томографии за изменениями активности различных отделов головного мозга увлеченных своим занятием подростков ученые выявили несколько интересных закономерностей. Оказалось, что у наиболее агрессивных участников исследования (то есть подростков, состоящих на учете в психоневрологических диспансерах с диагнозом "дисруптивные расстройства поведения"), снижена активность лобных долей головного мозга, отвечающих за контроль поведения и движений. С другой стороны, ученые показали, что степень снижения активности лобных долей по сравнению с психически нормальными подростками связана не только с определенными врожденными органическими факторами, но и особенностями среды, в которой развивался ребенок - она была наиболее высока у тех детей, которые наиболее часто сталкивались с насилием.
По словам руководителя этого исследования профессора Джона Мюррея, полученные данные являются первым научным подтверждением связи между особенностями функционирования головного мозга и поведением людей. "Мы привыкли обвинять во всех проблемах, связанных с ребенком или подростком, неправильное воспитание, - подытожил он свой доклад, сделанный на заседании Североамериканского общества радиологов. - Однако мы показали, что в ряде случаев истинной причиной асоциального поведения являются структурно-функциональные аномалии головного мозга, которые могут свести на нет все усилия родителей".