Как справиться с нечистой силой без ущерба для кошелька
"Снятие порчи", "Изгнание бесов", "Снятие сглаза" - такими объявлениями пестрят и газеты, и интернет. В 99,9% случаев колдуны и маги, изгоняющие бесов, - обычные аферисты, зарабатывающие деньги на доверчивых согражданах.Конечно, атеист только посмеется над этим. А вот все религии признают существование нечистой силы. Более того, с ней даже можно успешно бороться, не прибегая к услугам гадалок. Откуда взялись бесы, где живут, чем занимаются и, самое главное, как их обезвредить - это "Известия" выясняли у богословов.
Ищите копыта и петушиные лапы
В иудаизме бесов называют мазиким (нечистая сила). Они бесплотны, но обладают способностью принимать человеческий облик. Однако их все же можно распознать - по копытам на ногах. Правда, есть бесы, предпочитающие петушиные лапы. Отсюда - сказки про избушки на курьих ножках. Бесы, конечно, свои копыта и лапки скрывают, но их можно довольно легко обнаружить.
По словам руководителя департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Боруха Горина, в иудейской традиции есть такой рецепт: нужно взять кошачий послед и сжечь его, а пепел рассыпать возле кровати. Если утром обнаружатся следы петушиных лап - стало быть, бес был рядом.
Бесы бывают женского и мужского пола, а "руководит" ими падший ангел Асмодей. Наиболее злокозненным бесом считается Лилит - властительница ночи. По одной версии она выглядит как длинноволосая женщина, по другой - как птица, похожая на сову. Лилит, как рассказал Борух Горин, очень сильный бес:
- Она сумела околдовать самого царя Соломона, хотя он мог заклинать демонов. Считается, что если мужчина прелюбодействует, то это работа Лилит. По мнению наших мудрецов, на Лилит лежит миссия убивать детей, зачатых во грехе. Да и не только во грехе - ранние смерти детей считаются результатом ее деятельности. А если ребенок смеется в ночь субботы, считается, что Лилит с ним играет.
За болезни отвечает бес Агран. Она летает в сопровождении свиты демонов. Демон по имени Хабала оплетает человека как виноградная лоза, и человек впадает в пьянство. Среди бесов отличают шедим - чертиков и сеерим- косматых дьяволов, пляшущих на глазах у Азазело, считающегося главой сеерим. Азазело обладает козлообразной внешностью.
Есть бесы, которые вселяются в человека, - диббуки. И тогда человек не владеет собой, кричит не своим голосом. Словом, начинает бесноваться.
Относительно природы возникновения демонов есть несколько предположений. Одно из них заключается в том, что их произвел колдовством Асмодей. Согласно другому - жизнь демонам дали Адам и Ева.
Если верить Боруху Горину, число бесов постоянно растет.
- Бесы вечны, они не умирают, их количество постоянно увеличивается, - объясняет Горин. - Новые бесы появляются от рукоблудия, поэтому число демонов назвать невозможно, их мириады.
Антидемоническая гигиена
Разумеется, существуют и способы оградить себя от демонов. Для защиты жилища иудеи прикрепляют к косякам дверей мезузу - капсулу со словами молитвы, написанными на пергаменте. А рядом с кроватью рекомендуется ставить чашу с водой, чтобы утром, проснувшись и еще не встав с постели, омыть кончики пальцев от ночной нечисти. Кстати, иудей должен помыть руки и уходя с кладбища, поскольку там тоже обитают бесы. Есть специальные обереги от Лилит для младенцев.
Экзорцизм (религиозная практика ритуального изгнания дьявола) характерен не для всех направлений иудаизма. Борух Горин пояснил, что хасиды уже давно не заклинают демонов, поскольку считают, что двести лет назад раввин Бал Шем Тов изгнал их с лица земли. А вот сефарды заклинают. Горин отметил, что взгляд на бесов в иудаизме отличается от представлений других монотеистических религий:
- В иудаизме демоны не борются со Всевышним, они лишь выступают слепым орудием его гнева.
По словам Горина, обращения в синагогу людей, считающих себя одержимыми бесами, случаются, но, как правило, это связано с психофизическими заболеваниями, и им нужен не столько раввин, сколько врач. "Мне лично бесноватых видеть не приходилось", - сказал он.
Инфракрасные чудовища
В монастыре игумен поздно вечером проверяет, чем занимаются монахи. Заходит в одну келью и видит, что монах в ложке на свече жарит куриное яйцо. Делать этого нельзя - в монастырях едят в трапезной в определенные часы. Игумен спрашивает: "Ты что делаешь?" Монах: "Ой, прости, отец игумен, бес попутал". В это время из угла раздается голос: "Ничего подобного. Я сам у него учусь".
Этот популярный в православной среде анекдот рассказал "Известиям" профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Осипов.
Православные также признают наличие бесов. Но считается, что они изначально были созданы добрыми, но возгордились и извратили свою нравственную природу, став злобными существами. Сами бесы невидимы, как инфракрасные лучи:
- В ХIХ веке было такое определение - эфирные тела, - говорит профессор Осипов. - Бес может вселиться в человека, но только Божьим попущением. Причем совсем необязательно, что вселение беса как-то плохо свидетельствует о человеке.
Профессор Осипов выступает против экзорцизма, в православной традиции называемого отчиткой или отчитыванием.
Молитвы об изгнании бесов возникли еще в IV веке, а соответствующий чин (порядок богослужения) составлен был митрополитом Киевским Петром Могилой в XVII веке на основе католических источников.
Но, как говорит Осипов, Русской православной церковью этот чин никогда не использовался. И распространение отчитки в некоторых храмах Алексея Осипова очень беспокоит. Экзорцизм он считает видом прелести - высокого самомнения, невидения своего духовного убожества теми священниками, которые этим занимаются.
- Изгнание бесов - это чудо, его совершал сам Спаситель, апостолы, святые люди, получившие Дары Духа Святого. Сейчас им занимаются отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия.
"Я сам его отчитаю!"
Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника) превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больных. Так считает профессор Осипов.
- А если благословение получено?
- Благословение на отчитку духовник никогда не даст по своей инициативе. То есть не епископ призывает священнослужителя к этому, а сам священнослужитель просит. И это свидетельствует о болезненном духовном состоянии просящего.
- Но такие благословения даются?
- Я слышал, что святейший патриарх как-то сказал, что того, кто будет заниматься отчитками, он "сам отчитает".
По словам Алексея Осипова, даже преподобный Сергий Радонежский, когда к нему привели бесноватого, не проводил отчитки, а собрал монахов на коллективную молитву, и они молились об исцелении больного.
Профессор Осипов обращает внимание на еще одно важное обстоятельство: Христос и святые изгоняли бесов только из тех, на кого указывал Господь, а отнюдь не в массовом порядке, как это пытаются делать сегодня, собирая огромное число людей в храмы на отчитку. Осипов считает, что людям, думающим, что они одержимы бесом, прежде всего следует обращаться к врачам и поменьше забивать себе голову историями о порче и колдовстве. Но если бес действительно вселился, то идти надо не на отчитку, а продолжать вести христианскую жизнь.
Официальная позиция Московского патриархата не столь категорична хотя и близка к точке зрения профессора Осипова. Как сказал заведующий службой коммуникаций священник Михаил Прокопенко, среди пастырей Церкви единого мнения относительно чина отчитки нет. Отец Михаил отметил, что, к сожалению, многие люди видят в чине отчитки некий магический ритуал, который позволяет избавиться от действительной или мнимой бесовской одержимости, без приобщения к полноценной церковной жизни. В результате для многих людей обращение к Церкве ограничивается обращением к экзорцисту. В любом случае верующему следует уточнить в епархиальном управлении, осведомлен ли архиерей о том, что тот или иной священник практикует чин отчитки изгнания бесов, и есть ли у него благословение на это, - сообщил отец Михаил.
"Хоттабыч - джинн верующий"
Согласно исламскому учению, Аллах создал ангелов, людей и джиннов. Джинны были созданы из огня. Как рассказывает заведующий отделом науки Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин, джинны полагали, что должны быть по своему положению выше людей. В итоге джинны разделились на верующих и неверующих. Неверующие - это бесы во главе с дьяволом Иблисом, падшим ангелом, вступившим в борьбу с Всевышним. Джинны могут принимать человеческий облик и будут существовать до конца света. Неверующие джинны пытаются всячески совратить правоверных, отвлечь их от молитвы, заставить забыть свои обязанности перед Всевышним. Они влияют на души. Старика Хоттабыча и джинна из сказки "Волшебная лампа Аладдина", по мнению шейха Фарида, можно отнести к джиннам верующим. Зла за ними не числится.
Живут злые духи в руинах, пустынных местах и в банях, где люди смывают свои грехи. Но они могут вселяться и в человека. Для борьбы с ними, говорит шейх Фарид Асадуллин, мусульманин может прочитать азан - это призыв к молитве. Звуки азана заставляют сатану покидать верующего. Также исламские богословы рекомендуют мусульманам, испытывающим дискомфорт, считающим, что в них вселился злой дух, читать аят Аль-Курси и суру Аннас.
Есть у мусульман и свои обереги - рукья. Это кожаные мешочки с текстами сур и аятов.
Сеанс исцеления. Быстро. Недорого
Касаясь вопроса о всевозможных бабках-знахарках, снимающих порчу, отец Михаил Прокопенко заявил, что посещение таких людей вообще к православной вере не имеет никакого отношения.
- Какие бы иконы такие люди вокруг себя ни вешали, что бы ни говорили, православному христианину там делать нечего. Это не православие, это какие-то квазинародные оккультные верования. Мне один раз попался на глаза такой "справочник" по снятию порчи, где были перемешаны молитвы с какой-то ахинеей и заклинаниями, - говорит отец Михаил. - Да и какая порча может быть у православного человека, живущего христианской жизнью?! В любом случае ходить к колдунам для православного человека немыслимо! Этому бесы только радуются. Если человек болен, ему следует обращаться к врачам и вести нормальную церковную жизнь.
Диакон Андрей Кураев заявил "Известиям", что его отношение к экзорцизму настороженное:
- В самом чине отчитки ничего плохого нет. Но смущает мода на это. Появилось огромное количество гастролеров, разъезжающих по стране. Они даже афиши развешивают: "Приходите к нам на молебен - получите полное исцеление". Устраивают спектакли. Есть даже один архимандрит, выпускник театрального вуза, такие спектакли устраивает...
Что касается всевозможных сглазов, порчи и ее снятия, то Андрей Кураев считает, что насланные болезни, сглазы и порчи пришли не из церковного языка, а из мира сплетен и преданий, перешептываний и сказок. "Такие истории и ведут к распространению магических ритуалов, - считает диакон Андрей Кураев, - и приводят к подмене почитания настоящих святынь "святыньками".