Психотерапевт: имеет смысл отыграться
Главный и очень симпатичный персонаж этой истории - Светлана. Нормальный ребенок, хорошо преодолевший один из возрастных кризисов - кризис семи лет. Он обычно проявляется в нарушении поведения: дети начинают врать, бунтарствовать, таким образом приспосабливаясь к новым условиям. И в послекризисный период у ребенка появляется способность к саморефлексии. Он учится критически оценивать собственные поступки, а также выходить из эгоцентрической позиции: то есть уже способен принять точку зрения другого человека. Это связано и с учебой в школе - появляется возможность сравнить себя с другими - и детьми, и взрослыми. По всей видимости, девочка выросла в такой семье, где этот кризисный момент был преодолен достаточно мягко. Самое главное, она сохранила доверительные отношения с родителями, которые позволили ей рассказать о конфликте.
То, что Света так серьезно восприняла незаслуженное оскорбление, очень хорошо. Значит, она уже личность. К сожалению, многие в подобных случаях предпочитают становиться на сторону учителя - в этих случаях у детей формируются комплексы: они замыкаются, становятся неуверенными в себе и в своих родителях.
И решение Светы, несмотря на конфликт, остаться в той же школе - это поступок. Она не захотела уйти от конфликта - это было бы самым простым решением, но привело бы к серии неправильных поступков в будущем. Сталкиваясь с какой-то проблемой, она снова пыталась бы не разрешить ее, а избежать. В конце концов могла бы сформироваться модель: бегство от трудностей.
И конечно, очень интересна психологическая ситуация с пародированием.
Пародия в данной ситуации - защитная реакция ребенка на некомфортную ситуацию растерянности, в которой человек не знает, что ему делать. Несмотря на успехи в учебе конфликт не был разрешен: ситуация не была отыграна, отношения оставались невыясненными, взаимные претензии не были высказаны до конца - и это заводило в тупик обеих. Состояние неопределенности очень угнетает взрослых, а детей - тем более. Оно их подавляет, часто вгоняет в депрессию. Возможно, пародируя учительницу, Света подсознательно возвращалась к конфликту: беря на себя ее роль, снимала свое внутреннее напряжение. Она сама выбрала единственно правильную форму в такой ситуации. Это еще раз подтверждает, что девочка оказалась достаточно свободной и способной к ответственному выбору. Больше, чем учительница (судя по всему, особа закомплексованная).