Политические взгляды человека формируют особенности психики, утверждают социологи
Между психологическими особенностями человека, наследственностью и его политическими взглядами существует прямая взаимосвязь. Американские ученые берутся с детства предсказывать либеральные или консервативные предпочтения будущих граждан.
Политические воззрения взрослых людей выдают их привычки, вкусы и даже любимые вещи. По мнению социального психолога Джона Джоста из Нью-Йоркского университета, и его коллеги Ари Круглански из Мэрилендского университета, реформаторы и реакционеры четко делятся на два личностных типа, пишет The New-York Times. "Я полагаю, что недавние политические события, произошедшие после 11 сентября 2001 года, включая президентство Джорджа Буша, войну в Ираке, ураган "Катрина" и ведущиеся дискуссии по экологическими научным проблемам дают достаточно пищи" для нового психологического исследования человеческой мотивации и стиля избираемых решений, свидетельствует Джон Джост.
Тот, кто стремится действовать наперекор правилам и любит во всем искать новое, обычно склоняется влево в своих политических убеждениях. Если же человек ценит традиции и более осторожен в отношении перемен, то он привержен правым взглядам.
Более того, эти черты характера проявляются и в музыкальных вкусах, в хобби и даже в обстановке дома или офиса. Как показало исследование, проведенное Даной Карни из Гарвардского университета, офисы и дома консерваторов обычно аккуратны и в них всегда есть запас чистящих средств, календарей и запасенных впрок почтовых марок. В музыке они предпочитают стиль кантри, а наибольший интерес у них вызывает документальное кино. Что же касается либералов, то их жилье и рабочее место обычно более яркое, но присутствует некий легкий беспорядок. Обычно там много книг и записей джазовой музыки. Консерватор скорее повесит на стену спортивный плакат, а либерал - манящую путешествовать фотографию.
Эти исследования уже подверглись критике со стороны многих коллег-психологов, сообщает ИТАР-ТАСС. Некоторые сочли их слишком ограниченными. Вопрос вызывает само определение консерваторов и либералов. "А как бы вы определили либерала и демократа, например, в бывшем Советском Союзе?", - приводит газета The New York Times аргумент одного из критиков. К кому отнести тех, кто придерживается консервативных взглядов по экономическим вопросам и либеральных - по социальным?
По мнению социопсихологов, исследования близнецов доказывает, что приверженность политическим взглядам носит наследственный характер, а индивидуальные особенности политических предпочтений проявляются уже в дошкольном возрасте. При этом ученые не стремятся слишком конкретизировать свою гипотезу, утверждая, к примеру, что к рыночным реформам и снижению налогов ведет нехватка какой-то хромосомы или то, что в юном возрасте реформатор плевал на школьном дворе себе под ноги.
Авторы настаивают, что при всей вероятности их гипотезы в различных обстоятельствах могут быть важны разные качества. Так, хотя консерваторы больше подвержены фобиям и предпочитают неравенство, и потому могут испытывать сильный страх перед смертью. Однако отсутствие этого страха может иметь фатальные последствия для человека.
Оппоненты недовольны и выбранной тональностью авторов исследования: в их изложении консерваторы, в сравнении с либералами, наделяются скорее набором отрицательных качеств. Поэтому консервативный комментатор Джордж Вилл высмеял работу социопсихологов, заявив: "Профессора имеют идеи; а все мы имеем лишь последствия наших неврозов".
Со своей стороны, политические воззрения могут определять морально-нравственными ориентирами, считает психолог Джонатан Хэйдт из Вирджинского университета. Так, большинство либералов по его мнению думают об этических проблемах в категориях "кому выгодно" и "справедливо ли это". Консерваторы дополняют свои рассуждения категориями "лояльности", уважения к власти, а также святости (религиозная категория) или неприкосновенности. Поэтому внутренний мир консерватора Хэйдту представляется более сложным.