Выдающиеся умственные способности - симптом безумия
Если ребенок приносит из школы одни пятерки, блистает в драмкружке и одновременно подает надежды в спорте, у родителей должен появиться серьезный повод для беспокойства.Одаренный ребенок, вызывающий умиление окружающих, годам эдак к двадцати пяти рискует превратиться в неуравновешенную и депрессивную личность. К таким парадоксальным выводам в ходе своих исследований пришли ученые из Великобритании и Швеции. Фактически они доказали распространенное, но прежде не подтвержденное официальной наукой мнение о том, что гений и безумие идут рука об руку.
Диагноз - отличник
Ван Гог, Моцарт, Диккенс, Эйнштейн, Гоголь... Список ярких исторических фигур, гениев, которые страдали душевными недугами, можно продолжать долго. Впрочем, частные случаи не позволяют составить объективную клиническую картину. Фигуры вроде Эйнштейна или Моцарта рождаются одна на миллион, поэтому выводить закономерность, опираясь на опыт гениев, ученые не спешили. Тем не менее то тут, то там появлялись попытки доказать связь гениальности с безумием, или отклонением от общепринятой нормы. В прошлом году специалисты университета Земмельвейса в Венгрии исследовали более двухсот добровольцев, чья деятельность так или иначе связана с творчеством. Результаты исследования выявили четкую связь большого творческого потенциала с наличием гена, один из вариантов которого также ассоциируется с риском развития серьезных психических расстройств. И все же выборка из двухсот с лишним человек была достаточно мала и однообразна, чтобы делать по ее результатам далеко идущие выводы.
А вот британским и шведским ученым найти и доказать пугающую закономерность удалось. Специалисты из Лондонского королевского колледжа во главе с Джеймсом Маккейбом вместе с коллегами из шведского Каролинского института подняли данные об успеваемости более семисот тысяч шведских подростков, которые учились в школе с 1988 по 1997 год. Требования на экзаменах к 15-16-летним ученикам в этот период в стране практически не менялись, а значит, результаты экзаменов за 1988 и 1997 годы были сопоставимы друг с другом. Параллельно ученые заглянули в данные медицинских карт этих же людей, чтобы справиться о состоянии их психического здоровья в возрасте с 17 лет до 31 года. Проанализировав результаты, Джеймс Маккейб со товарищи пришли к выводам, которые уж точно шокируют родителей, отпрыски которых тянут на золотую медаль в школе.
Оказалось, что отличники в будущем в четыре раза чаще страдали биполярным расстройством (маниакально-депрессивным психозом), чем те, кто не мог похвастать высокими оценками. Более того, если верить исследованию, этот текст тоже написан потенциальным безумцем - особо часто биполярное расстройство встречалось у тех, кто демонстрировал хоть какие-то успехи в музыке и словесности. "Мы выяснили, что высшие баллы на экзаменах напрямую связаны с риском развития биполярных расстройств, - рассказал "Итогам" Джеймс Маккейб. - Это явно прослеживается у гуманитариев и в меньшей степени у тех, кто преуспел в точных дисциплинах". Вчерашние троечники ликуют, а словосочетание "гуманитарный склад ума" становится ругательным. Ученые же, окончательно установив связь между гением и безумием, строят гипотезы о том, как эта зависимость все-таки возникла.
Мозговая активность
Вроде бы с маниакально-депрессивным психозом все понятно - болезнь не новая. При биполярном расстройстве у больного наблюдаются противоположные состояния: то тоска пополам со взвинченностью, то эйфория чередуется с абсолютной апатией, то идет интенсивная смена настроений, а главное - возникают всяческие мании. Причем в особо тяжелых случаях состояние может даже подтолкнуть человека к самоубийству или он сам становится опасным для окружающих. Из-за того, что рамки, определяющие данное расстройство, достаточно размыты, число людей в мире, страдающих от него, варьируется от 0,5 до 3,2 процента.
О причинах возникновения биполярного расстройства ученые спорят неустанно. Среди наиболее распространенных версий - неудачная генетика, а также нарушения эндокринного баланса или водно-электролитного обмена в организме. Так, ученые уже успели вычислить несколько генов, которые провоцируют дисбаланс дофамина в человеческом мозге. Дофамин относится к нейромедиаторам - биологически активным веществам, которые позволяют передавать электронные импульсы от нервных клеток. Дофаминовые рецепторы участвуют среди прочего в процессах мотивации и обучения. Некоторые психические расстройства, в том числе и биполярное, как раз связывают с дисбалансом дофамина.
Один из этих рецепторов - D4 - плотно населяет префронтальную кору головного мозга. Повышение активности передачи нервных импульсов провоцирует страхи, вспышки агрессии и раздражительность. Эту особенность отметили американские специалисты из Университета Миссури. Они же установили, что биполярное расстройство - явление возрастное, связанное как раз с созреванием префронтальной коры. И уже к 30 годам число страдающих этим заболеванием серьезно снижается. В любом случае хорошая успеваемость или талант музицирования среди факторов, провоцирующих биполярное расстройство, до сих пор не значились.
"Еще раз напомню, что подростки, показывавшие отличные результаты, на тот момент были абсолютно здоровы, - объясняет Джеймс Маккейб, - биполярное расстройство у некоторых из них возникало гораздо позднее. Мы скорее всего имеем дело со сбоем, который, с одной стороны, способствует развитию интеллекта и повышает академическую успеваемость, а с другой - увеличивает шансы на развитие биполярных расстройств". По предположениям специалистов, разные аспекты биполярного расстройства могут по-разному отражаться на творческих и интеллектуальных способностях. Развитию интеллекта, остроумию и изобретательности могут способствовать именно мании. Преувеличенные в результате заболевания эмоциональные реакции выливаются в успехи в музыке или литературе. В любом случае творчество становится продуктом инстинкта самосохранения страдающего мозга. Однако, оговариваются психологи, гениальность в нагрузку к психиатрическому диагнозу прикладывается не всегда, как и не каждый творческий человек по определению является психом.
Конечно, успехи в искусстве могут быть единственным симптомом, когда других намеков на расстройство нет. Но забирать ребенка из кружков или призывать его прогуливать школу, рассчитывая таким образом сохранить ему здоровье, бессмысленно. Если удивительный талант или сверходаренность в постижении школьной программы и служит своего рода симптомом будущего расстройства, то творчество, когда человек начнет бороться с недугом, лишь пойдет ему на пользу. Психологи уже признали творческий процесс пригодным не только для диагностики, но и для лечения некоторых психических заболеваний, а так называемая арт-терапия заняла свое место в числе методов лечения. В конце концов, биполярное расстройство поддается лечению, да и с возрастом, как показали исследования, может проходить. А вот талант, как известно, это навсегда.
Экспертное мнение
Михаил Решетников, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, доктор психологических наук:
- Еще Платон задавался вопросом, почему все философы страдают от меланхолии. Он имел в виду и себя, и других мыслителей своего времени. Но я с этой идеей не согласен. Много людей, оставивших след в искусстве, отличались прекрасным психическим и физическим здоровьем, например Леонардо да Винчи. Начиная с 30-х годов XX века проводились многотысячные выборки, подтверждавшие, что у людей, у которых в раннем возрасте был обнаружен интеллектуальный подъем, спустя годы талант и высокий уровень интеллектуального развития только совершенствовались и развивались. В любом случае человека, страдающего депрессией, нельзя называть больным. Это скорее социальный вариант психического развития.
Анна Кучкина, клинический психолог:
- Одаренность и исключительные творческие способности, безусловно, коррелируют с отклонениями в психическом здоровье. Талантливость, а тем более гениальность сами по себе есть отклонения от средней нормы. Уже поэтому можно считать гениальных людей "ненормальными". Вопрос о том, что является первопричиной этой "ненормальности", открыт до сих пор. Скорее всего не творчество расшатывает здоровую психику, а человек изначально носит в себе предпосылки заболевания. А заболевает в зрелом возрасте независимо от своих творческих способностей.