Педагогическое самоубийство
Во вторник в Красносельском федеральном суде Санкт-Петербурга началось судебное следствие по делу о доведении до самоубийства восьмиклассника Романа Лебедева. На скамье подсудимых классная руководительница 8-го "В" школы N 262, учительница математики Вера Новак, до недавнего замужества Шелдухова. Помимо доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ) ей вменяется ст. 130 ("Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме) и ст. 156 ("Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего"). Потерпевшими кроме бабушки погибшего Ромы Лебедева признаны также два его одноклассника. Они утверждают, что преподавательница "унижала их честь и достоинство", называя "хрюшками" и "поросятами".
Обвинительное заключение был оглашено 8 ноября 2006 года.
Тогда же Новак, учительский стаж которой составляет 29 лет, отказалась признать себя виновной.
"Рассмотрение дела по существу проходит в закрытом режиме, пресса не допускается. Когда оно закончится - неизвестно", - сообщили "Газете.Ru" во вторник в канцелярии суда. Адвокат подсудимой Александр Федчун, в свою очередь, рассказал "Газете.Ru", что слушания, судя по всему, будут долгими: в списке свидетелей значатся 60 фамилий, суд допрашивает в день по одному человеку. Во вторник показания давала главная потерпевшая - бабушка погибшего школьника.
Как ранее рассказывала "Газета.Ru", трагедия произошла в сентябре прошлого года, когда тело 14-летнего подростка было найдено под платформой "Скачки" рядом с Красным Селом. Как сообщила неделю спустя пресс-служба Управления внутренних дел на транспорте по Санкт-Петербургу и Ленобласти, ребенок покончил с собой, оставив предсмертную записку. Текст послания с разрешения прокуратуры был обнародован в СМИ.
На тетрадном листе крупными печатными буквами было написано: "Из-за Аркаши" (так называли между собой Веру Новак школьники).
Внизу была приписка обычным почерком: "Я лебедев Роман подтверждаю что Вера Аркадьевна меня мучеет из-за того что я прошлой весной не здал деньги на ремонт. Подтвердит МАКС" (орфография и пунктуация сохранены).
Именно эта записка дала прокуратуре возможность возбудить уголовное дело против преподавательницы, которая, по словам следователей, вынуждала ученика отрабатывать несданные 300 рублей на ремонт школы дежурствами по классу. Нужной суммы у подростка не было: Рома и его брат жили с бабушкой, каждая копейка в семье была на счету. Поэтому, по версии следствия, несколько дней Роман мыл пол и доску, терпя насмешки классной руководительницы, после чего не выдержал и бросился под поезд.
Правда, как утверждает сама Новак, мальчик дежурил всего один раз - 20 сентября. К тому же, говорит адвокат обвиняемой, финансовая тема была закрыта задолго до самоубийства мальчика, когда Вера Новак сказала бабушке Ромы Лебедева, жаловавшейся на отсутствие денег, что можно их не сдавать.
По мнению защиты, обстоятельства гибели Ромы Лебедева противоречат версии о самоубийстве: адвокат считает, что школьника убили.
По словам адвоката, вопросы вызывает текст записки: Федчун не исключает, что школьник писал под диктовку (впрочем, в проведении судебно-технической и психолого-лингвистической экспертиз текста прокуратура защите отказала). Кроме того, по словам Федчуна, руки школьника были в мазуте, а ботинки остались чистыми, как будто его кто-то тащил к рельсам. Сомневаться в факте суицида защиту заставляет и тот факт, что на теле Лебедева были найдены повреждения, характер которых тоже не установлен следствием достоверно: руки подростка были покрыты ранами, нанесенными острыми и тупыми предметами. По версии следствия, ребенок пытался покончить с собой. Адвокат же предполагает, что подросток мог оказывать кому-то сопротивление.
Как говорит защита, убийство могло быть связано с вымогательством.
Согласно показаниям отца школьника Владимира Лебедева, формально лишeнного родительских прав, он дал сыну те самые 300 рублей: "То ли он их в автоматы проиграл, то ли должен был кому-то".
Как сообщил "Газете.Ru" Федчук, защита будет настаивать на проведении всех невыполненных экспертиз и подробном рассмотрении спорных улик.
Что учительница не виновна, утверждают и ее бывшие коллеги. "Мы по-прежнему считаем, что обвинения против Веры Аркадьевны беспочвенны и абсурдны. Она опытнейший педагог, прекрасный человек. Ни еe вины, ни вины школы в случившемся нет. Надеемся на справедливый исход дела, которое, видимо, затянется. Но результатами расследования транспортной прокуратуры мы уже крайне не удовлетворены", - заявила корреспонденту "Газеты.Ru" директор школы N 262 Лилия Иваненкова.
Если же Веру Новак признают виновной, ей грозит до пяти лет колонии.
"Газета.Ru" будет следить за развитием событий.