Секреты мозга: где прячется нирвана?
В наши дни, когда добраться до любой точки цивилизованного, оборудованного взлетно-посадочными полосами и перечерченного жилами железнодорожных путей мира, стало таким пустяком, что серьезно говорить об этом, как о достижении каких-то последних десятков лет, попросту неудобно, все чаще в повседневной жизни встречаешься с тем, как страны и целые части света, которые когда-то были разделены почти непреодолимыми преградами, встречаются и обмениваются частицами своих культур. Казалось бы, давно ли закрытая от всех стран решением предусмотрительного Токугавы Иэясу Япония рассталась с изжившим себя институтом сегунов и открыла порты для торговцев из других стран, давно ли она приняла позорную капитуляцию на борту линкольна «Миссури»? А ведь теперь японцам удалось не только завоевать лидерство на многих направлениях рынка, но и насадить свою культуру буквально везде, начиная от неокрепших умов юных любителей «покемонов» со всего мира.Любовь ко всему восточному поражает, хотя, справедливости ради стоит отметить, что это вовсе не изобретение нашего времени. Восточная культура начала поход на Запад задолго до нашего рождения. Взять, хотя бы постимпрессионистов (того же Ван Гога или Тулуз-Лотрека), на творчество которых японское искусство оказало значительное влияние. А теперь влияние Востока прослеживается буквально во всем, и в первую очередь, в огромном количестве «импортированных» духовных учений.
Наверно, для многих в нашей стране знакомство с «передовым» восточным опытом началось с йоги, которой не брезговали даже в советское время. Речь, разумеется, идет о хатха-йоге – практике совершенствования посредством физических упражнений. Тогда это казалось чем-то совершенно уникальным и серьезные научно-популярные (и действительно, весьма популярные) журналы уделяли йоге десятки страниц. Казалось, начни дышать как заправский йог и выполнять асаны, и железное здоровье гарантировано.
В конце концов, со стороны тогдашних ученых и врачей все казалось вполне логичным. Если отбросить попытки сидения на гвоздях (понятие «йог» и «факир» были практически синонимами), упражнения хатха-йоги представлялись просто как еще один вид физкультуры. Лечебный эффект «гимнастики» под сомнения не ставился. Мышцы напрягаются и расслабляются – что еще надо воспитанному на опытах с поджариванием дергающихся лягушачьих лапок электродами врачу? Впрочем, интересующихся этой проблемой могу отослать к этому масштабному труду.
Гораздо труднее рациональный ум западного человека, привыкший воспринимать материю как объективную реальность, данную ему в ощущениях, подошел к тому, что пришло с востока позднее. Духовную практику было слишком трудно объяснить с позиции павловской собаки. Механизмы тут были задействованы совсем другие. Многочисленные разновидности йоги (любителям длинных классификаций можно посоветовать обратиться к Бхагават-Гите), не объяснялись с позиции разума.
Признаться тогда, в самый рассвет деятельности различных сект и ученый, пришедших с Востока, автору этих строк пришлось перепробовать немало вариантов духовного самосовершенствования. Не буду называть их, скажу лишь, что представители одного из учений и по сей день бегают по улицам, пугая прохожих яркими одеждами, бряцая индийскими инструментами, угощая любопытствующих вегетарианскими лакомствами и распевая веселую песенку из 16 слов.
И все-таки, несмотря на кажущуюся эфемерность и совершенную неосязаемость эффекта йоги и трансцедентальной медитации, их эффект (а в первую очередь исследователей обычно интересует влияние на здоровье) удалось оценить и замерить. Не так давно мы писали об исследовании итальянских ученых, которые зафиксировали особенности медитирующего, равно как и читающего христианские молитвы, человека. Конечно, и здесь остается механистический подход, но обо всем по порядку.
Ученые из Университета Павии набрали группу из 23 добровольцев, которым предлагалось читать либо молитвы на латинском, перебирая при этом четки, либо мантры из йоги. Неизвестно, как отнеслись участники к чуждым учениям, но после непродолжительных занятий с инструктором они стали вполне сносными биологическими моделями ревностных христианских монахов или достигших определенных высот на дороге самосовершенствования йогов.
При этом было отмечено, что дыхание новоиспеченных «йогомонахов» становилось глубоким и ровным. Ритм дыхания, по словам исследователей, синхронизировался с циклами, характерными для работы сердечно-сосудистой системы. Кровь лучше обогащалась кислородом, а у людей, которые жаловались на проблемы с сердцем, отмечалось значительное улучшение состояния. Вот так к физиологии были сведены искренняя вера и самоотречение буддийских монахов.
Впрочем, самое последнее исследование американских ученых, о котором ведущие СМИ рассказали лишь в начале марта, внушает надежду на несколько другое обращение с вековой мудростью Востока. Исследователи решили не ограничиваться констатацией изменений физиологических параметров организма, а копнуть глубже и заглянуть в святая святых – мозг человека. Оказалось, что у мастеров медитации в этом органе происходят некоторые очень интересные изменения.
Для исследования была отобрана группа сочувствующих исследователям буддистских монахов. В момент наивысшего погружения в медиативный транс, в кровь участников эксперимента вводили радиоактивный препарат, который быстро проникал в мозг. По интенсивности накопления радиоактивной «краски» в различных отделах мозга судили об интенсивности кровотока и, следовательно, об активности данного участка в данный момент времени.
После окончания медитации были сделаны «контрольные» снимки. В результате было установлено, что во время погружения в транс активировались зоны в передней части мозга, отвечающие за сосредоточение на определенном задании, а в зонах, отвечающих за ориентацию в пространстве, расположенные в теменной доле, активность мыслительных процессов была заметно снижена. Это согласуется с теорией «потери ориентации», которой иногда объясняют медитацию.
Как пояснил руководитель исследования Андрю Ньюберг из Университета Пенсильвании, во время медитации люди часто теряют осознание себя, часто испытывают чувство исчезновения пространства и времени. «Это именно то, что мы обнаружили», - заявил он. Более ранние исследования Ньюберга, в которых вместо буддийских монахов были задействованы христианские монашки, показали, что чтение молитв с четками приводит в такой же картине изменений в головном мозгу.
Как бы ни хотелось нам объяснить медитацию вмешательством высших сил, рациональный мозг западного человека всегда найдет рациональное объяснение. Может, когда-нибудь нам удастся увидеть в его мозгу момент рождения научных открытий, изучение которого позволит понять загадочную западную душу?