В Москве платные клиники ставят ложные диагнозы
По данным специалистов, сегодня в Москве каждый пятый частный медицинский центр ставит своим пациентам заведомо ложные диагнозы, чтобы потом назначить дорогостоящее лечение.Попасться на удочку липовых врачей несложно: рекламой подобных клиник завален весь Интернет.
Чтобы убедить человека расстаться с деньгами, сегодня существует отработанная схема психологического давления: больного запугивают возможными страшными последствиями недуга, вызывают на лжеконсилиумы врачей, навязчиво звонят домой по вечерам. По оценкам экспертов, 53% россиян обращаются к врачу, только когда чувствуют себя совсем плохо. Именно поэтому их легко запугать тяжелейшими осложнениями, которые якобы могут вызвать не существующие на самом деле болезни. При этом на обман пациентов идут не только частные, но даже и государственные клиники.
Сейчас в Новосибирске проходят судебные слушания дела о мошенничестве и превышении должностными полномочиями врачей местного роддома N 3. Главный врач, ее заместитель, старшая медсестра и старшая акушер-гинеколог обвиняются в том, что заставляли женщин платить за аборты, в то время как по закону должны были делать их бесплатно. За каждую операцию медики брали около тысячи рублей. Под следствием находится и руководство пермской больницы N 4. Там должны были бесплатно проводиться лапароскопические операции (без надрезов на теле. - "НИ"). Деньги на них выделил городской бюджет. Однако пациенты об этом так и не узнали - платить за операции им все равно пришлось. Но если недобросовестных сотрудников государственных медучреждений еще можно привлечь к ответственности, то персонал частных центров практически неприкосновенен. Структуры, которые специализируются на обмане больных, часто имеют лицензии и работают годами. Они играют на доверии пациентов - ставят им несуществующие диагнозы, назначают дорогостоящее и совершенно не нужное лечение, которое может нанести только вред. "Мы знаем о том, что такие центры существуют, - заявил "НИ" заместитель начальника управления лицензирования медицинской деятельности Росздравнадзора Юрий Бойченко. - Но когда приходим туда с проверками, то ничего того, что могло бы повлечь за собой приостановление действия лицензии, не находим". Сами жертвы недобросовестных врачей в суды обращаются редко. По большей части они изливают свои жалобы товарищам по несчастью на форумах в Интернете. Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский сообщил "НИ" о необходимости создания уполномоченного по правам пациентов в РФ, который будет заниматься надзором в этой области. "С начала 2008 года качество оказания медпомощи в частных клиниках контролируют власти субъектов Федерации, - пояснил он. - Но этого недостаточно".
Ничего личного, только бизнес
"Когда я узнала, что жду ребенка, пошла на первую бесплатную консультацию в одну из частных клиник, - поделилась с "НИ" москвичка Ольга Навицкас. - При осмотре обнаружились резкие боли в правом боку. Такое уже случалось не раз, когда у меня начинались проблемы со стулом. Но врач с ужасом произнесла: "Внематочная беременность!" И стала настаивать на немедленной платной госпитализации. Я подписала предоставленную мне бумагу об отказе. И тут началось! Словно бешеная, она накинулась на меня и закричала: "Выйдешь из клиники, потеряешь сознание, будешь лежать с полным животом крови, а к тебе даже никто не подойдет!" Я сказала, что приехала с мужем и ребенком, и они проводят меня. А она: "И тебе не жаль собственного ребенка: будешь исходить у него на глазах кровью!" Я до сих пор не могу забыть этих слов". На следующий день Ольга обратилась к гинекологу в государственную поликлинику. Врач сказала, что на сроке 2,5 недели поставить диагноз "внематочная беременность" невозможно в принципе, а через неделю, когда плод подрос, выяснилось, что у матери и ребенка все в порядке.
Бывший сотрудник одной из клиник, делающих бизнес на обмане пациентов, на условиях анонимности рассказал "НИ" о том, как работают подобные структуры. "Врачи получают 10% от стоимости выписанного лечения, - признался он. - Каждый вечер они приносят квитанции об оплате главному экономисту и отчитываются перед ним. Приветствуется, если врачам удалось, например, выдать герпес за начальную стадию рака. Когда доктора выписывают недостаточно дорогостоящее лечение, их штрафуют".
К какому бы врачу ни пришел пациент, ему объясняют, что нужно сдать огромное количество анализов на кругленькую сумму и выявить скрытые инфекции. Чтобы деятельность клиники не вызывала подозрений, анализы проводятся в независимой лаборатории одного из НИИ, но результаты врач трактует по-своему. Потом пациент приглашается на специальный консилиум, в котором участвуют все медицинские работники этого центра, независимо от специализации. Экономист, облачившись в белый халат, предстает в виде главного врача. Несчастного больного запугивают скрытыми инфекциями, которые поражают организм изнутри и убеждают, что его заболевания будут прогрессировать, если не назначить лечение, которое обойдется примерно в 100 тыс. рублей. Если пациент вдруг отказывается от лечения, операторы звонят ему по вечерам и предлагают срочно приехать в клинику. "В клинике постоянно видишь плачущих людей, которым только что поставили серьезный диагноз, - вспоминает бывший сотрудник одного из таких учреждений. - Если приходят беременные женщины, их стараются убедить сделать аборт. Когда я работал там, врачи были обязаны выполнить план по абортам - сделать тысячу в месяц". "Даже если лицензии таких центров аннулировать, они создают новое юридическое лицо, которое тоже просит предоставить лицензию, но по старому адресу, - говорит представитель Росздравнадзора Юрий Бойченко. - И мы не можем отказать, если все документы соответствуют требованиям". Чтобы работать легально, руководители псевдомедицинских центров идут на хитрости. "Часто при лицензировании предоставляются документы одних специалистов, а через несколько месяцев в штат принимаются другие, у которых отсутствует специальная подготовка, - сетует в интервью "НИ" Юрий Бойченко. - Число врачей с недостаточной квалификацией в некоторых регионах достигает 40%".
Сколько врачей - столько мнений
В большинстве уголков страны две трети частных клиник - стоматологические. Корреспондент "НИ" решила сравнить два таких учреждения в столице и еще больше запуталась в проблемах со своими зубами. Первый врач обнаружил у нашего репортера гингивит - болезнь десен, а вот второй почему-то этого недуга не заметил. На пяти зубах один из докторов выявил зубной камень, другой же заявил, что это вовсе не камень, а самый настоящий кариес. Один больной зуб вызвал у обоих особенное беспокойство. "Ваш зуб еще можно спасти, - успокоил один стоматолог. - Но лечение обойдется вам в 10-15 тысяч рублей". "Зуб мертв, его надо обточить и поставить коронку, - бескомпромиссно заявил другой врач. - Стоить это будет в зависимости от материала от 14 до 35 тысяч". Увидев, что не располагающая такими средствами клиентка собралась уходить, он попросил не говорить сразу "нет", а дома показать прейскурант мужу.
"Купила в одной разрекламированной клинике годовую программу на 36 тыс. рублей, - вспоминает в разговоре с "НИ" москвичка Татьяна Козлова. - Обратилась к ним с зубной болью - резался зуб мудрости, а в страховом полисе было указано, что в стоимость включена первичная консультация и лечение. Меня бесплатно проконсультировали и выявили кариес сразу на 10 зубах. За лечение потребовали 45 тыс. рублей плюс рекомендовали срочно сделать очистку полости рта, иначе у меня якобы появятся какие-то жуткие заболевания. Чтобы сэкономить (!), предложили приобрести у них еще один страховой полис на стоматологические услуги за 90 тыс. рублей. В итоге я пошла в обычную поликлинику и за 1700 поменяла одну пломбу".
Доказать факт навязывания дополнительных услуг крайне сложно, считают эксперты. "Если диагноз и назначенное лечение вызывают сомнение, можно пойти в серьезное государственное учреждение к профессору медицины, провести диагностику и подтвердить факт того, что такой курс лечения пациенту абсолютно не нужен, - рассказал "НИ" юрист общества защиты прав потребителей "Общественный договор" Олег Фролов. - Тогда можно жаловаться в контролирующие органы или подавать в суд. Но беда в том, что во многих частных клиниках никаких документов на руки не отдают. И доказать, что вам действительно назначали лечение, будет проблематично".
"Разводят" не только частники
По словам Александра Саверского, обман в платных клиниках - следствие плохой работы государственной медицины. "По закону, бесплатные услуги должны оказываться на высоком уровне, - напомнил "НИ" г-н Саверский. - Тогда люди бы не обращались в платные центры, у которых есть материальная заинтересованность в назначении дорогостоящего лечения". Пока же попасть впросак может клиент и частного, и государственного медучерждения. Как передает наш корреспондент в Самаре Сергей ИШКОВ, страдают от этого и жители Самарской области. "У моей дочери в 10 лет выявили сахарный диабет, - поделилась с "НИ" жительница Самары Нина Анисимова. - Развитие болезни шло очень бурно. В 16 лет Анжелика стала слепнуть. Много раз она лежала в местной государственной больнице. Доктора, уже зная, что зрение ей не вернуть, по-прежнему рекомендовали нам дорогие лекарства. Мы потратили на них все свои сбережения, а потом случайно узнали, что нашей дочери их и не давали. Препараты поступали "своим" людям. Сейчас моей девочке 18 лет, и она полностью слепа". "Если бы сотрудники медучреждения знали, что в любой момент они могут подвергнуться профессиональной экспертизе, которая станет основой для административных или уголовных дел, им было бы невыгодно оказывать некачественные услуги", - выразил "НИ" свое мнение член Общественной палаты, кандидат медицинских наук Олег Зыков.
Я сам обманываться рад
В Росздравнадзоре уверены, что большинство пациентов - настоящая находка для мошенников. "Многие не читают договор, который подписывают с частной клиникой, - обратил внимание корреспондента "НИ" пресс-секретарь Росздравнадзора Максим Лакомкин. - А в таких центрах работают высококлассные юристы, которые, предвидя осложнения, снимают с себя всю ответственность, и прописывают это в пунктах договора. Если у пациента возникли сомнения в чистоплотности медицинского центра, можно обратиться в Росздравнадзор и для начала уточнить, действительно ли такое учреждение официально существует и на какие медицинские услуги у него есть лицензия".
По экспертным данным, 53% россиян обращаются к врачу, только когда они чувствуют себя совсем плохо. Именно поэтому их довольно легко запугать серьезным диагнозом. "Большинство пациентов не имеют специальных познаний в медицине и не всегда могут определить, что их обманули", - говорит Александр Саверский. "Психологи называют людей, которые оттягивают поход к врачу до последнего, "безответственными оптимистами", - рассказала "НИ" доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ Ольга Мельникова. - Но если они попались на удочку, их можно припугнуть страшной болезнью и заставить раскошелиться по-крупному. Стесненные в средствах пациенты изначально с недоверием отнесутся к дорогостоящему лечению. Тех же, кто готов инвестировать в свое здоровье крупные суммы, тоже не проведешь. Они предпочитают высокопрофессиональных специалистов".
Несмотря на это, поток клиентов в медицинские центры, обманывающие пациентов, все не кончается, как не иссякает и волна жалоб на них на форумах в Интернете. "В сфере платной медицины нет реальной конкуренции, - выразил "НИ" свое мнение представитель частного медицинского центра, пожелавший не называть своего имени. - Вроде бы клиник много, но их репутация неизвестна. Поэтому медучреждение часто выбирается наугад". При этом лжеклиники часто тратят огромные деньги, чтобы их сайты выскакивали в числе первых в поисковых системах Сети.
В Швеции врачи получают взятки за назначение лекарств определенных фирм
Если скандинавский врач хочет дополнительно заработать без отрыва от производства, ему незачем ставить пациенту заведомо ложные диагнозы и "раскручивать" его на дорогостоящее лечение. Хорошую прибыль приносит и выписка лекарств определенных фармацевтических компаний. В 2002 году шведская газета "Свенска дагбладет" опубликовала серию разоблачительных статей о закулисном сотрудничестве врачебного сообщества и производителей таблеток. По данным издания, в среднем поставщики лекарств тратили на одного врача около восьми тыс. евро в год. Взятки направлялись в клиники под видом спонсорской поддержки. За это благодарные эскулапы выписывали пациентам препараты "нужных" марок, хотя аналоги во многих случаях и подействовали бы эффективнее и стоили бы дешевле. За товары, купленные по рецептам в аптеке, шведы ежегодно выкладывают максимум 200 евро. Все, что превышает эту сумму, оплачивается из бюджета губерний. На волне разоблачений в стране был создан государственный Совет по отбору лекарств, подлежащих субсидированию, но врачебная мафия лишь отошла на заранее подготовленные позиции. Сейчас фармацевтические компании продвигают свою продукцию, спонсируя всякие псевдонаучные исследования, к которым подключаются даже участковые врачи. Доктора добиваются включения в государственный список "заказанных" производителями средств, и колесо ненужных затрат продолжает крутиться.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм