Чтобы миссия была выполнимой
Каждый из нас знает, что бывают такие обстоятельства, которые ставят нас в затруднительные ситуации и препятствуют нормальной деятельности. В статье мы не будем рассматривать реальные, независящие от человека причины препятствий (не попал на совещание из-за болезни или пробке на дорогах), а поговорим о внутренних, психологических барьерах, мешающих совершению действия.Представьте себе, что Вы много лет со своими коллегами занимаетесь разработкой научного проекта, и вас убеждают получить престижный грант. Для этого вам приходится ежедневно обивать пороги организационного Совета, многократно переписывая различные документы и заверяя их у личностей, которых никогда не бывает на месте. Мало того, что это занимает уйму времени и даже приходится жертвовать отпуском, возникает еще одно обстоятельство: нужно дать взятку, что для вас, как человека принципиального, недопустимо...
Каждое свое действие человек оценивает с точки зрения его личностного смысла. Как известно, смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства, которые ему сопутствуют. В литературе описываются четыре класса внутренних, личностных барьеров, субъективно препятствующих совершению действия:
Первый класс внутренних преград составляют противоречивые, конфликтные мотивы обстоятельств. (Вам хочется помочь своему другу и устроить его к себе на работу, но, одновременно с этим, вас сдерживают представления об ответственности за его необязательность и легкомыслие). Дело в том, что обстоятельства, сопутствующие тому или иному мотиву, могут препятствовать другому мотиву, не менее важному для человека. Так, длительная командировка, важная для реализации профессиональных замыслов, может привести к разлуке с близкими. Поэтому, как обстоятельство, способствующее реализации одних действий, она приобретает и второй, "горький" смысл - разлуки. Таким образом, само разнообразие отношений, в которые вступает человек, порождает внутренние препятствия и соответствующие конфликтные смыслы.
Второй класс преград составляют индивидуальные черты личности, а также представление человека о своем характере. Так, если обстоятельства требуют от решительного, энергичного и нетерпеливого человека проявления скурпулезности и предусмотрительности, то его личностные характеристики будут им переживаться как препятствие к совершению действия. Хотя сам он будет, вероятнее всего, приписывать "преградный" смысл обстоятельствам. Для другого человека - аккуратного и педантичного - те же обстоятельства покажутся скорее облегчающими, чем препятствующими.
Третий класс преград составляют высшие ценности личности, ее идеалы и нравственные нормы, которых придерживается личность. Так, обстоятельства, которые с практической точки зрения оптимизируют действие и могут быть полезны, сталкиваясь с моральными нормами, становятся вредными. Например, для получения выгодных заказов для компании, нужно подсидеть своего начальника (уволить несколько человек, приударить за секретаршей, затеять скандал в СМИ и т.п.), то для многих людей, в силу воспитания и образования, эти действия являются неприемлимыми.
И, наконец, четвертый класс преград составляют негативные ожидания от действия. К ним относятся ожидания негативных санкций, в том числе просто неблагоприятное мнение окружающих, ожидание неуспеха своего действия и т.д. Для сокращения расходов арендной платы, вы планируете переезд в помещение, не имеющее телефонов и отопления. Будет ли это вам выгодно? Зная о юбилее своего шефа, будете ли вы его поздравлять, если он вас не приглашал? Эти ожидания в сознании переживаются как "опасность ситуации", "ситуация, ставящая в неловкое положение", и т.д.
Эти описания представляют интерес не только для руководителей, так как они позволят им избежать непродуманных команд и соотносить цели каких-либо действий с психологическими особенностями своих подчиненных. Знания об условия, которые способствуют (препятствуют) совершению действия, помогут избежать многих конфликтных ситуаций и личностного дискомфорта.