Клетки А4 тормозят выздоровление онкологических больных
Клетки, утратившие способность к апоптозу (программированной клеточной гибели) могут служить прекрасным объектом для поиска принципиально новых противоопухолевых средств.Исследованием таких клеток и поиском путей воздействия на них занимаются специалисты ГУ онкологического научного центра им. Н.Н.Блохина РАМН при участии Центра биотехнологии Университета Турку (Финляндия).
Каждая клетка несет в себе генетическую программу своей гибели. Программа включается, если клетка больше не нужна организму (например, принадлежит эмбриональной ткани), состарилась, заразилась вирусом или получила иное повреждение. Процесс реализации этой самоубийственной программы называется апоптозом. Он отличается от некроза - безвременной и неестественной кончины клетки, попавшей в невозможные для жизни условия.
У раковых клеток апоптоз сам по себе не идет и онкологи пытаются запустить программу самоубийства клетки извне, с помощью лекарств или лучевой терапии. Порой это удается сделать и тогда появляется новый препарат. Однако, как показали исследования ученых из Москвы и Турку все не так просто: даже если на культуре раковых клеток препарат показывает хорошие результаты, убивая их всех, в реальной ситуации он может и не сработать. Дело в том, что порой среди раковых клеток оказываются такие, которые напрочь утратили способность к смерти и не реагируют ни на какие внешние приказы.
Подтверждением этой печальной ситуации служит исследованная культура клеток А4. По мнению исследователей, клетки А4 представляют собой потомков спонтанно мутировавшей клетки, которая приобрела множественную лекарственную устойчивость и утратила программу клеточной гибели. Природу этой мутации (или нескольких мутаций) установить пока не удалось, но весь имеющийся арсенал специфических противоопухолевых средств оказался бессильным перед ее носителями. Поскольку клон А4 возник спонтанно, можно предположить, что опухолевые клетки с подобными свойствами возникают и на различных стадиях рака у онкологических больных, независимо от того, лечат их или нет.
Имеющиеся лекарства таким больным не помогут. Дать им дозу, которая вызвала бы некроз опухоли, невозможно - от такого лечения погибнет и пациент. К сожалению, новые противоопухолевые лекарства зачастую проверяют на клеточных культурах, сохранивших способность к апоптозу, поэтому они не представляют реальной опасности для клеток, ставших к нему неспособными. Единственную возможность помочь раковым больным исследователи видят в том, чтобы искать принципиально новые противоопухолевые средства, действие которых не ограничится активацией апоптоза, и испытывать эти средства на клетках А4.