Психологи: Геи за 40 больше всего боятся одиночества и утраты сексуальной привлекательности
Бени (44) обратился за консультацией к психологу после того, как расстался с супругом, с которым прожил 12 лет. Мужчины продолжали жить вместе, несмотря на то, что интимные отношения между ними прекратились несколько лет назад.Супруг Бени, у которого был роман с другим человеком, решил окончательно разойтись после того, как получил предложение о работе в другом городе.
Бени, который в последний раз был на свидании в тридцать два года, почувствовал, что по стандартам геевской среды, он слишком "стар" для того, чтобы быть привлекательным. Он пришел на прием к психотерапевту в состоянии полного отчаяния, обуреваемый страхом, что у него больше никогда не будет спутника жизни, и отныне его ждут долгие годы одиночества.
В своих страхах Бени далеко не одинок. Мои беседы с геями, перешагнувшими сорокалетний рубеж, свидетельствуют о том, что больше всего они боятся одиночества и утраты сексуальной привлекательности.
Эксперты говорят об особом явлении, присущем исключительно гомосексуальным мужчинам - "ускоренном старении", когда человек ощущает себя стремительно стареющим, что не соответствует его хронологическому возрасту.
В рамках одного из социологических исследований, проведенных в 70-е годы, геям в возрасте от 25 до 60 лет предложили ответить на вопрос: когда, по их мнению, наступают средний возраст и старость. Большинство респондентов ответили, что средний возраст начинается в 41 год, а в 64 года приходит старость. В ходе подобного социологического опроса, проведенного 25 лет спустя, большая часть опрошенных заявила, что молодость заканчивается в 30 лет. После чего, на их взгляд, приходит "конец", т.е. средний возраст, длящийся до 50-ти. А уж после 50-ти и вовсе начинается "загробная жизнь".
Отсутствие модели для подражания
Можно относиться к подобным опросам с известной долей скептицизма, однако нельзя не признать, что их результаты отражают царящий в западном обществе культ молодости. С особой жестокостью он проявляется в геевской среде.
Исследователи сходятся во мнении, что переходный период и старение ощущается гомосексуальными мужчинами значительно раньше, чем гетеросексуалами. К сожалению, опасение быть отвергнутым по возрастным параметрам имеет под собой почву. Геи среднего возраста реже посещают места встреч и развлечений, испытывают серьезные трудности в поисках партнера для сексуальной связи.
Ряд психологов, обративших внимание на предубеждения, распространенные среди молодых гомосексуалов по отношению к мужчинам в возрасте старше сорока лет, утверждают, что их причиной является почти полное отсутствие социальных связей между молодыми и пожилыми людьми.
"Молодые геи относительно редко сталкиваются с пожилыми гомосексуалами, - полагает нью-йоркский психолог Гарольд Коден - У молодых нет приемлемой модели для подражания. Гомосексуальные мужчины среднего и пожилого возраста фактически невидимы. Этому способствует и четкая возрастная сегрегация, столь характерная для гей-сообщества: двадцать плюс, тридцать плюс, сорок плюс, пятьдесят плюс и т.п. Отсюда проистекает страх молодых геев перед возрастными изменениями."
Гарольд Коден, автор книги "Мужчины золотого возраста: геи в середине жизни", считает, что сегрегация по возрастному признаку, имеющая место в гей-среде, оказывает разрушительное воздействие на мужскую психику - не меньшее, чем гомофобия.
"Гомосексуальные мужчины потратили три десятилетия на борьбу с предрассудками и враждебностью со стороны гетеросексуального мира, а также на преодоление внутренней гомофобии, чтобы достичь душевной гармонии и создать благоприятную социальную среду, базирующуюся на общинной солидарности, уважении, любви к ближнему, - пишет в своей книге Гарольд Коден - Они создали новые семьи, организовали эффективную сеть социальной поддержки, заново определили для себя жизненные стандарты и систему ценностей. Однако всё это перечеркивается дискриминационным отношением к людям старшего возраста, столь распространенным в гей-среде."
Coming out в зрелом возрасте
Гарольд Коден напоминает, что мужчины (гетеро- и гомосексуальные) остро переживают переходный (климактерический) период. Его наступление принято определять по целому ряду гормональных и физиологических изменений, происходящих в мужском организме в возрастном промежутке между 40 и 50 годами. Иногда такого рода изменения могут происходить после 35 лет, а в некоторых случаях, напротив, лишь после 50-ти.
Несомненно одно: физиологические и гормональные изменения переходного периода оказывают огромное влияние на психоэмоциональную сферу. Считается, что женщины переживают период климактерических изменений в более депрессивной форме, однако мужчины гораздо чаще теряют самообладание и страдают от целого букета психологических реакций, среди которых - бессонница, раздражительность, повышенная тревожность, депрессия, низкая самооценка, утрата жизненных ориентиров, чувство одиночества, растущее беспокойство за стареющих родителей.
Ко всему этому добавляются различные проблемы в сексуальной сфере: утрата интереса к половой жизни, страх потери "исполнительского мастерства", проблемы с эрекцией, возникновение навязчивых сексуальных фантазий, конфликты с партнерами, возникающие из-за проблем интимного характера.
Вместо того, чтобы сосредоточиться на поиске эффективных методов преодоления вышеперечисленных трудностей, многие мужчины предпочитают кардинальным образом изменить свою жизнь.
Одни мечтают о новой работе и второй карьере, другие включаются в обсессивные поиски чудодейственных средств, дабы удержать уходящую молодость. Многие хотят расстаться с прежней жизнью, покинуть семью. Им кажется, что это их последняя возможность реализовать все, что не удавалось до сих пор. Это и возраст, когда многие гомосексуальные мужчины решаются совершить так называемый coming out, то есть перестать скрывать свою сексуальную ориентацию.
Так поступил и Авнер (47), который пять лет назад рассказал обо всем своей жене, трем взрослым детям, друзьям, коллегам по работе. К его удивлению, признание было принято благосклонно, и после развода он сохранил прекрасные отношения с женой. После того, как Авнер расстался с супругой, ему показалось, что перед ним открылся мир неограниченных возможностей. Он стал завсегдатаем сайтов знакомств, встречался со многими мужчинами. Так продолжалось около двух лет, пока Авнер не почувствовал, что его душевное состояние стремительно ухудшается:
- Что-то во мне надломилось. Вдруг меня охватила глубокая апатия, причины которой мне не были ясны. Мое материальное положение превосходно, у меня трое прекрасных детей, многим мужчинам я все еще кажусь весьма привлекательным внешне. Так чем же я озабочен? После многочисленных коротких интрижек, одни из которых доставили мне удовольствие, другие принесли разочарование, я познакомился с симпатичным 30-летним парнем. Начало наших отношений казалось многообещающим. Но именно в этот момент - без каких-либо видимых причин - на меня накатила грусть, я почувствовал невероятную усталость. Я обратился к психотерапевту, сдал необходимые анализы. И тогда врач сухо сообщил мне о том, что я нахожусь на стадии переходного периода, который сопровождается серьезной перестройкой организма. Я был в шоке: какой переходный период?! Что это означает? Я не хочу стареть и становиться импотентом! Неужели в моей жизни больше не будет чувственных переживаний и я не смогу наслаждаться сексом? Уж лучше умереть!
Четыре возраста
Встречаются мужчины (всех ориентаций), которым не удается без ущерба для психики пережить переходный период. Чувство одиночества и страх утраты сексуальной привлекательности - основные факторы возникновения острого психологического кризиса у геев в возрасте старше сорока лет. Некоторые находят выход в пристрастии к алкоголю и наркотикам.
Доктор Даймонд в своей книге "Мужчины в переходный период" объясняет это следующим образом: "Слишком многие живут в параноидальном страхе перед возрастными изменениями и не в состоянии оценить преимущества зрелого возраста - житейскую мудрость, накопленный опыт, душевное равновесие. Они позволяют себе опуститься - физически, эмоционально, ментально. Нередко они прекращают поддерживать достойную физическую форму, живут в тихом отчаянии и уходят из жизни преждевременно. Мужчина, который пытается игнорировать переходный период своей жизни, цепляясь за ускользающую юность, остается стареющим Питером Пеном в мире несбыточных фантазий".
Даймонд убежден, что можно и нужно вести себя иначе. В зрелом возрасте он видит уникальную возможность для повторного "взросления", исправления ошибок прошлого и создания предпосылок для оптимистичного и достойного будущего. Подобная линия поведения вдвойне важна, когда речь идет о гомосексуальных мужчинах, которые, по мнению ряда специалистов, переживают замедленное душевное развитие в сравнении с гетеросексуалами.
Психолог Гарольд Коден описывает это так: "Большинство гомосексуалов впервые вступают в романтические отношения с представителями своего пола в период с 18 до 25 лет в отличие от своих гетеросексуальных сверстников (с 14 до 18). Нередко наблюдается следующее явление: к тридцати годам гомосексуальные мужчины чувствуют себя пожилыми людьми. Очень часто сексуальное и эмоциональное возрождение у них происходит именно после 30-35 лет. И вот в сорокалетнем возрасте, когда "настоящая жизнь" только начинается, исповедующая культ молодости гей-среда выносит общественный приговор: перешагнувшие 40-летний рубеж должны уйти в тень, покинуть "сцену". "Юных" сорокалетних охватывает паника: им кажется, что они теряют всё в течение одной ночи. Словно золушка - когда часы пробили полночь".
По словам Кодена, складывается своеобразный временной парадокс, состоящий в том, что "переходный возраст" сваливается на геев в тот самый момент, когда они находятся в расцвете мужской силы и красоты. В этом возрасте они, наконец, встают на ноги и преодолевают социальные последствия камин-аута, достигают определенной степени психологической стабильности и материального благополучия. И именно теперь им указывают на дверь.
Коден подчеркивает, что одна из главных причин, по которой гомосексуальные мужчины испытывают страх перед вступлением в зрелый возраст, связана с тем, что зачастую мы не осознаем, сколько нам на самом деле лет. Верно, мы все родились в определенный день и год, однако дата рождения - лишь один из параметров нашего подлинного возраста.
Коден считает, что у гомосексуальных мужчин имеются четыре возраста: хронологический (объективные паспортные данные); биологический или возраст тела (физиологические параметры - вес, ритм сердца, уровень холестерина в крови, эластичность тела и т.п.); чувственно-эмоциональный (умственное развитие, жизненный опыт, ответственное или инфантильное отношение к жизни; насколько молодым/старым ощущает себя сам человек вне связи с датой рождения и физическим состоянием организма). К этому Коден добавляет четвертый возраст - сексуальный. Сюда он относит следующие параметры: сколько времени отняло у человека осознание своей сексуальной ориентации, когда он осознал свое влечение, когда он впервые реализовал его на практике; у некоторых отсчет сексуального возраста начинается с момента принятия себя или камин-аута в кругу близких людей.
Теория четырех возрастов может помочь геям выбраться из той эмоционально-психологической путаницы, в которой они оказываются в начале переходного периода. Хронологически человеку может быть 35 лет, но биологически его тело соответствует 30-летнему возрасту (не курит, занимается спортом, генетические особенности). В то же время его чувственно-эмоциональный возраст - 50 ( потеря родителей, смерть любимого), а сексуальный возраст - 15 лет (стал встречаться с мужчинами после демобилизации из армии).
"Неудивительно, что гомосексуальные мужчины могут чувствовать себя юношами и стариками - одновременно, - пишет Коден - Возраст тела и сексуальный опыт свидетельствуют об их молодости, между тем как гей-среда определяет их в "старики".
Основная идея Кодена заключается в следующем: навыки, которые гомосексуальные мужчины развили для камин-аутного выживания в гетеросексуальном мире, помогут геям в преодолении возрастного кризиса. Благодаря специфическому жизненному опыту, они смогут выйти из кризисной ситуации даже с меньшими потерями, чем их сверстники-гетеросексуалы.
Некоторые психотерапевты согласны с тем, что открытые геи (openly gays), живущие в гармонии с собой, справляются с трудностями переходного периода успешнее, чем гетеросексуалы. С одной стороны в зрелом возрасте гомосексуальные мужчины чаще, чем гетеросексуалы, обеспокоены проблемами одиночества, реже имеют супруга, еще реже - детей. Вместе с тем, они научились ценить себя, спокойно относиться к своей сексуальной идентичности, хорошо адаптировались к окружающему миру.
Для оптимальной адаптации Коден рекомендует гомосексуальным мужчинам, вступающим в переходный период, поставить перед собой следующие цели и задачи: избавиться, наконец, от внутренней гомофобии, научиться положительно относиться к своей сексуальной ориентации; найти пример достойного старения и использовать его, как модель для подражания; поддерживать хорошую физическую форму, несмотря на неизбежные физиологические изменения в организме; уравновесить соотношение между работой и досугом; укрепить дружеские отношения с людьми своего круга; простить родным и близким обиды прошлого, связанные с неприятием и отторжением.
Задачи не из простых, требующие интенсивной душевной работы. В первую очередь следует избавиться от разрушительного самоедства. Один из героев книги Гарольда Кодена исповедуется: "О том, что стереотипы в отношении стареющих мужчин ошибочны, я знаю из собственного опыта: мои 40-е годы были лучше, чем 30-е. 50-е - успешнее, чем 40-е. Жизнь продолжает быть бурной, яркой, захватывающей. В свои 20 лет я и представить себе не мог что-либо подобное. Жизнь слишком хороша, чтобы тратить время на нытье и одиночество."