Теракты в США могут иметь самые тяжелые психологические последствия
"Трагедия в США подорвала уверенность американцев в неуязвимости и непобедимости своей страны. Это может оказаться самым тяжелым психологическим последствием произошедших терактов". Это мнение ИТАР-ТАСС высказал заместитель директора Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, профессор Зураб Кекелидзе.По его словам, в течение 1-3 дней у людей, переживших теракт, происходит острая реакция на стресс. Она может характеризоваться психомоторным возбуждением или оцепенением. Это случается с 70% пострадавших. Затем наступает фаза посттравматического стрессового расстройства, которая может длиться от нескольких месяцев до 1-2 года и даже до 10 лет, если людям не будет оказана помощь психологов и психиатров.
Зураб Кекелидзе отметил, что при этом возможно ухудшение и физического здоровья, обострение хронических болезней. Часто пострадавшие не связывают это с пережитым стрессом и не обращаются за помощью.
После террористических актов появляются и "вторичные" жертвы - люди, которых лично не коснулось случившееся, но они под влиянием прочитанного в газетах или увиденного на телеэкране впадают в панику. В таких случаях также необходима помощь специалистов, однако, прежде всего, следует избегать демонстрации по ТВ страшных картин, окровавленных трупов, мучений раненых.
Кекелидзе рассказал, что после терактов в России специалисты Центра имени Сербского предоставляли коллегам из США видеоматериалы, давали рекомендации, как справляться с психологическими последствиями, которые переживают пострадавшие и свидетели трагедии. Сотрудничество между психиатрами РФ и США в этой области длится в течение 6 лет. По мнению профессора Кекелидзе, печальный опыт России может пригодиться американским коллегам в оказании помощи людям, пережившим теракт.
Что касается самих террористов, то, по мнению Кекелидзе, их толкнула на это идеология, социальная среда, допускающая подобные действия. "В мире должна произойти девальвация терроризма как метода борьбы, - считает профессор. - Терроризм должен стать в сознании общества независимо от религии, национальности так же неприемлем, как людоедство или надругательство над мертвыми".