Психологи повторили известный эксперимент с помощью электронной почты
Группа Данкана Уоттса из Колумбийского университета (Нью-Йорк) провела псхихологический эксперимент с помощью электронной почты, подтвердивший знаменитую психологическую концепцию "шести уровней разделения".Один из известнейших экспериментов в области психологии так называемых социальных сетей был проведен в 1967 году. Тогда Стэнли Милгрем из Гарвардского университета попросил несколько тысяч случайным образом отобранных людей в Омахе, штат Небраска, доставить бостонскому биржевому маклеру бандероли, на которых были написаны только имя и род занятий адресата, а также название города, в котором тот жил. Участников эксперимента попросили переслать бандероли к тем людям, которые хотя бы предположительно могли знать адресата или его знакомых.
Проследив путь сообщений, Милгрем обнаружил, что бандероли во всех случаях достигали адресатоов, пройдя через строго определенное количество посредников - от пяти до семи человек. Дальнейшие проверки позволили ему прийти к выводу, что число промежуточных цепочек всегда остается неизменным. Это позволило предположить, что в каждый американец (а возможно, вообще, житель Запада) может связаться с другим через шестерых посредников, имеющих примерно тот же уровень жизни и образованности. Таким образом, была выведена некая "социологическая константа".
В лексикон американцев прочно вошел термин "шесть уровней разделения". В 1990 году даже была поставлена пьеса американца Джона Гуара с таким названием. В 1998 году интерес научного сообщества к "шести уровням разделения" оживил Данкан Уоттс, предложивший математическое описание этого феномена.
Недавно группа Уоттса предложила 61168 добровольцам из 166 стран воссоздать эксперимент Милгрема с помощью электронной почты. На этот раз перед добровольцами поставили цель, пересылая письма знакомым, "добраться" до двух сотрудников одного известного американского университета. Эксперимент и на этот раз продемонстрировал существование пресловутых "шести уровней разделения": каждое сообщение пересылалось от добровольца к адресату через пятерых-семерых посредников. Впрочем, нынешним добровольцам удалось найти адресата значительно скорее, нежели участникам эксперимента 1967 года, прежде всего, из-за разницы в скорости переправки сообщения по электронной почте и бандеролей по почте обычной.