Подмосковные водохранилища стали выгребными ямами
В четверг руководство Мосводоканала устроило рейд по объектам Канала имени Москвы. Картина - безрадостная. Береговая линия подмосковных водохранилищ, еще 15 лет назад доступная для всех, сегодня плотно застроена коттеджными городками и частными "замками".За год инспекторы "Мосводоканала" подписывают более 100 актов об обнаружении новых построек на берегах подмосковных водохранилищ.
С палубы отплывающего из Северного речного порта вверх по реке прогулочного катера "Союз" вид на акваторию Москвы-реки сначала открывается почти что идиллический - высотки прячутся за рощами деревьев, а на речных волнах раскачивается переделанная под музей подводная лодка "Новосибирский комсомолец".
Береговую линию, как это ни странно, отечественный бизнес предпочитает обживать за МКАД. Сначала по правому борту появляется череда яхт-клубов - "Водник", "Адмирал", "Командор". Затем - прибрежные деревни с 3-4-этажными замками, стоящими практически вплотную к воде.
- С 1 января 2007 года вступил в силу новый Водный кодекс, который фактически узаконил все постройки, возведенные в 500-метровой водоохранной зоне в 1990-х годах, - рассказал "Известиям" на борту теплохода генеральный директор "Мосводоканала" Станислав Храменков. - Но это не самое страшное.
Гораздо хуже, что этот документ разрешил строительство в 200-метровой водоохранной зоне. Ограничение одно - все дома должны быть оборудованы очистными сооружениями. Правда, в законе не учли, что у нас самое распространенное канализационное сооружение - выгребная яма.
Причем вместо бетонированного дна, которое препятствовало бы попаданию стоков в воду, владельцы коттеджей предпочитают щебеночное, чтобы не платить за услуги ассенизаторов, чистящих ямы.
Подобное освоение некогда почти заповедных берегов Канала имени Москвы и подмосковных водохранилищ может сказаться на качестве воды, попадающей в столичный водопровод.
- "Мосводоканал", отвечающий за воду, попадающую в краны москвичей, должен знать, что делается в водоохранной зоне, но сегодня это непросто, - говорит заместитель гендиректора "Мосводоканала" Владимир Поршнев. - Три года назад в коттеджном поселке произошел сброс керосина в воду Пироговского водохранилища, но наших инспекторов, попытавшихся найти источник загрязнения, охранники не пустили дальше проходной элитного поселка.
Наши инспекторы могут лишь обнаружить новостройку и направить акт в органы прокуратуры и Сантехнадзора, где про них благополучно забывают. Мы даже оштрафовать не можем. А лезть на рожон и выяснять законность строительства с хозяевами я нашим инспекторам не советую сам - убьют почем зря.
По словам Станислава Храменкова, после выхода новой редакции Водного кодекса "Мосводоканал" фактически потерял контроль за прибрежной полосой.
- Недавно председатель одного из истринских колхозов выделил 200 га земли у самого уреза воды под застройку, - разводит руками Станислав Храменков. - И мы с ним ничего не можем сделать, так как председатель все сделал по новому закону.
За то время, пока прогулочный катер проделывает путь от Северного речного вокзала до села Витенево, где находится Восточная водопроводная станция, "Известиям" вместе с руководством "Мосводоканала" удается рассмотреть с воды почти десяток деревень.
В деревне Ново-Александрово и поселке Троицкое, расположенных на берегу Клязьминского водохранилища, многоэтажные коттеджи стоят гораздо ближе, чем в полукилометре от воды, и построены явно не за последние 5 месяцев.
О социальном статусе владельцев "замков" больше говорят не 3-4-этажные особняки, а 4-метровые глухие заборы из камня. В районе деревни Новосельцево забор одного из коттеджей, сделанный из оцинкованного железа, вплотную подходит к урезу воды.
В деревне Чиверево от прибоя трехэтажные коттеджи вообще отделяет не больше 20 метров. А напротив Витенева за деревянным забором скрывается "нечто в древнерусском стиле" - с воды видна лишь пристань, стилизованная под терем. Рядом с самим селом Витенево, где производится забор воды для Москвы, расположен шикарный коттеджный поселок одного из крупных российских банков.
- Здесь живут непростые люди, - не хочет называть имена Владимир Поршнев. - Дает разрешение на строительство администрация местных районов - вы у них списки спросите.
Впрочем, экологии грозит не только любовь нуворишей к красивой жизни на берегу подмосковного "моря". Глядя на вседозволенность имущих, и исконные деревенские жители возводят дощатые туалеты на обрывах - буквально в метре от воды. То, что их стоки попадают в водохранилище, видно даже невооруженным взглядом.