После аномальной зимы в столице ожидают резкий рост заболеваний и самоубийств
Этой весной в Москве резко вырастет количество самоубийств. К таким неутешительным выводам пришли российские ученые, комментируя ежегодный доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о глобальном потеплении и его последствиях.Москвичам напророчили рост числа сердечно-сосудистых заболеваний, а также инфекционных, включая такие экзотические, как, например, малярия. Виновата в этом не только аномальная жара, но и аномальные холода, которые отмечаются в последние несколько лет, изменения атмосферного давления, количества осадков и количества солнечных дней.
Климатическая лодка раскачивается, говорят ученые, и люди уже начали болеть и умирать из-за изменения привычной погоды. А особенности жизни в мегаполисе эти процессы только ускоряют.
Жарко, мокро, пасмурно
"Последние 120 лет средняя температура воздуха на всей планете поднималась на 0,25 градуса за 10 лет. Становится все теплее, так, в столице уже март идет по температурному графику апреля", - говорит глава метеорологической обсерватории географического факультета МГУ Анатолий Исаев. Количество осадков тоже увеличивается - сейчас этот показатель в столице равен 680 мм в год, а через 50 лет вырастет еще на 100 мм.
Кроме того, постепенно падает атмосферное давление и уменьшается число солнечных дней.
Исаев считает, что все это грозит горожанам смещением времен года, а флоре и фауне - заметными изменениями. В результате условия проживания сложно будет назвать комфортными, что наложит отпечаток на состояние людей.
Для Москвы показательным может стать сезон 2006-2007 годов. В январе-феврале 2006-го экстремальные морозы держались на протяжении 24 дней, хотя в другие годы их количество не превышало двух-трех. Зато в 2007 году было побито четыре тепловых температурных рекорда, а снег устоялся только 24 января. Как влияют такие температурные перепады на здоровье людей, видно уже сейчас.
Хуже всех придется алкоголикам
Инфекционные заболевания начали достаточно свободно перемещаться по планете. Так, лихорадка Западного Нила была зафиксирована даже в Сибири. Происходит расширение ареалов таких болезней, как малярия и клещевой энцефалит.
"Наиболее серьезна в этом ряду малярия. При аномально теплых температурах ею можно будет заразиться уже в Москве", - говорит член межправительственной группы экспертов по изменению климата Борис Ревич.
Дело в том, что малярийные комары до сих пор не могли размножаться в нашем климате из-за низких летних температур. Если же летние температуры начнут приближаться к субтропическим, достаточно будет сочетания двух факторов: привоза в столицу малярийных комаров - например, с грузом бананов - и появления зараженного малярией человека, чтобы болезнь стала для мегаполиса реальностью.
Вчера, правда, директор Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд пообещал, что погода этим летом в Москве будет близка к прошлогодней, то есть теплее нормы "всего" на один градус.
"Лето не будет холодным, но это не значит, что температурный режим будет близок к тропическому, - заявил он. - Экстремальной жары мы не ожидаем". Глядишь, малярийные комары не разгуляются.
Если отвлечься от инфекций, то основная нагрузка в жарких условиях идет на сердечно-сосудистую систему. "Температурные аномалии, перепады давления провоцируют возникновение ишемической болезни сердца, стенокардии, инсультов", - рассказывает Борис Ревич. Кроме того, большую нагрузку испытывают органы дыхания, в которых оседают загрязняющие вещества, попавшие извне.
Ревич отметил, что во время аномальной жары растет число смертельных исходов среди лиц пожилого возраста, страдающих хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Ученые доказали, что у пожилых людей вероятность смерти зимой в три раза меньше, чем летом.
Ревич напомнил, что аномально жарким летом 2001 года смертность возросла на 1770 случаев. Но угроза идет и с другой стороны. Перепады температур, уменьшение солнечных дней и многое другое влияет на психическое состояние людей.
По определению Ревича, жители столицы - это северяне с определенной адаптационной полосой. Если температурные изменения не укладываются в рамки возможностей, горожане испытывают стресс. "Например, летом при 25-градусной жаре москвичи нервничают, становятся более раздражительными и агрессивными", - констатирует он.
А руководитель отдела НИИ психиатрии Александр Немцов рассказал, что ранняя теплая весна и жаркое лето повышают количество самоубийств, притом что эти сезоны вообще считаются временем обострения депрессий и суицидальных наклонностей. Почему это происходит, ученые до сих пор сформулировать не могут.
Особая опасность, по словам Немцова, поджидает алкоголиков: этой весной и летом вероятен всплеск алкогольных психозов. При этом чем выше температура, тем вероятнее психоз. "Шизофреники не реагируют на весну и лето, а вот алкоголики чувствительны к температуре", - заметил Немцов. Причем с количеством выпитого алкоголя это никоим образом не связывается.
Дожидаясь светлого будущего, оденьте маску
"Следует снижать свою возмутительную деятельность", - горячился вчера директор экологической организации "Защита природы" Сергей Кураев. Он относится к тем ученым, кто склонен винить в потеплении людей. "90% вклада в изменение климата и загрязнения воздуха принадлежит хозяйственной деятельности человека", - утверждает Кураев. И выделяет несколько "роковых" видов деятельности.
В первую очередь, это сжигание нефтегазового топлива, что приводит к появлению СО2 - парникового газа. Именно на него в первую очередь ссылаются ученые, говоря о причинах возможного глобального потепления.
"Москва - энергетический нарыв, - констатирует Кураев. - В городе миллионы жителей, которых надо обогреть, возить на работу и так далее. И на все нужна энергия". Специалист видит выход в использовании альтернативных источников энергии: гидро- и ветровой энергии.
Еще одна грань этой проблемы - автомобильный транспорт, который также вносит огромный вклад в загрязнение атмосферного воздуха в мегаполисе. "Хорошая идея у столичного правительства - пересадить город на гибридные авто, - заметил Кураев. - Но это дорого".
Второй фактор изменения климата - вырубка лесов: растения поглощают СО2, уменьшая его количество в атмосфере. "В Амазонии большая часть лесов сведена на нет, в Европе леса утратили естественный характер - теперь это в основном парки, - перечисляет Кураев. - Пока еще живы "легкие" планеты - тайга и леса Канады".
О столице он говорит с печалью: "Мне приходится видеть деревья, которые начали мутировать". Та же история с исчезновением сотен видов животных, которые в течение своей жизни используют СО2. Например - кораллов, которые практически полностью состоят из углерода.
Но прекращение вырубки лесов и отказ от бензиновых двигателей - вещь малодостижимая в ближайшем будущем. А болеют и умирают люди уже сейчас. И здесь, увы, ученые не смогли предложить действенных мер. Во всяком случае, для москвичей Борис Ревич дал лишь один практический совет: при загрязненности воздуха и в жаркие безветренные дни на улице лучше дышать через маску.