Выбор профессии предопределен
Каждый год миллионы людей выбирают профессию. Задача эта непростая: приходится соизмерять субъективную ценность будущей специальности (что для меня значит эта работа, насколько она мне интересна?) и ее доступность. Хорошо быть уважаемым и высокооплачиваемым специалистом, но для этого надо очень много работать, причем не только головой, но и локтями. Неудивительно, что некоторые, оценив предстоящие сложности (высокий конкурс в институт, трудная программа, большая ответственность), предпочитают что-нибудь попроще. Российские ученые из Института психологии РАН и Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН могут предвидеть, что предпочтет юноша, обдумывающий житье, - журавля в небе или синицу в руках. Они установили, что мотивация выбора профессии предопределена и зависит от темперамента человека и активности коры головного мозга.Ученые обследовали 38 студентов физкультурного вуза в возрасте от 19 до 28 лет. Во многих других институтах конкурс очень высок, и поступившие туда студенты, презрев трудности, явно ориентировались на ценность профессии, поэтому ученые остановили выбор именно на спортсменах. Испытуемые должны были ответить "да" или "нет" на 50 пунктов вопросника, половина которых относилась к ценности, а половина - к доступности выбранной специальности. Например, в шкалу "Ценность" вошел пункт "Моя профессия будет играть важную роль в развитии моей личности", а в шкалу доступность: "Я выбрал свою профессию потому, что здесь мне легче учиться". Кроме этого, чтобы определить темперамент студентов, им предлагали еще один вопросник, а для определения фоновой активности мозга снимали электроэнцефалограмму.
Как показали исследования, у студентов, которые ориентировались главным образом на ценность профессии, кора головного мозга более активированна, особенно ее передние отделы, которые регулируют поведение человека. По темпераменту эти ребята холерики или сангвиники. У них деятельный ум, они живо и эмоционально реагируют на происходящее и более работоспособны.
От таких студентов сильно отличаются те, для которых главное в будущей специальности - ее доступность. Их мозг больше сконцентрирован на внутренних процессах организма, чем на внешних событиях, поэтому активность коры головного мозга, особенно в лобных отделах, снижена. Эти студенты более вялые, менее работоспособные; что же касается интеллектуальной деятельности этих студентов, то они, увы, тугодумы.
Вопросники и электроэнцефалограммы - научный метод исследования. Большинству родителей, чтобы определить темперамент и интеллектуальный потенциал своего ребенка, эти ухищрения не нужны. Темперамент человека изменить нельзя, поэтому бессмысленно вести с флегматичным отроком длинные педагогические беседы с целью пробудить его честолюбие. Он может уступить бешеному родительскому напору и подать документы в Институт международных отношений, но это не значит, что он пожелал трудиться, не жалея сил, в надежде стать послом. Не станет он послом, потому что не выдержит больших и длительных усилий, а родители не смогут вечно его подталкивать. Такой человек сочтет себя неудачником и вряд ли будет счастлив. Но было бы ошибкой махнуть рукой на живого, сообразительного и увлекающегося лентяя. Этого вразумить можно.
Очень часто вчерашние школьники выбирают жизненный путь под влиянием родителей. Пусть же родители поймут, что не все в их руках. Бессмысленно бороться с природой, лучше присмотреться к своему чаду и позволить ему следовать собственным склонностям.