Учёные: Корпоративные праздники и деловые переговоры - одна из основных причин алкоголизма
Ученые Калифорнийского университета обнародовали на днях сенсационные результаты уникального исследования. Они установили, что сотрудники, склонные к выпивке, приносят корпорациям больше прибыли, чем их непьющие коллеги.Опыт целого ряда российских компаний подтверждает выводы американских ученых. Впрочем, однозначно сказать, что в России пьющие сотрудники добиваются большего, чем трезвенники, нельзя. Все дело в том, что в отличие от американцев россияне зачастую злоупотребляют выпивкой на службе и корпоративных вечеринках. В результате для них путь от трудоголика до алкоголика - самый короткий на длинной карьерной лестнице, пишут в пятницу "Новые Известия".
Социологи из Калифорнийского университета в Сан-Хосе подсчитали, что сотрудники, не брезгующие периодически пропустить рюмку-другую, приносят фирме на 10-14% больше прибыли, чем строгие трезвенники. Интересно, что для выпивающих мужчин рост удельной нормы прибыли по сравнению с непьющими составил 10%, а для женщин - 14%. Причина столь поразительных показателей - в высокой социальной эффективности сотрудников. За кружкой пива или бокалом вина гораздо проще найти общий язык с партнером или клиентом. Причем налаженные с помощью алкоголя контакты лишены формализации, а значит, более прочны и долговечны. Кроме того, калифорнийские социологи убеждены, что интерес к выпивке сплачивает коллектив, помогает формированию команды внутри организации, члены которой стоят друг за друга горой.
Российская практика данные американских исследователей частично подтверждает. У нас представители целого ряда профессий просто по долгу службы вынуждены проводить переговоры в ресторанах, являться на фуршеты и банкеты. В такой ситуации непьющие обречены выглядеть белой вороной. "В моей компании я считаюсь самым успешным сотрудником, - рассказал изданию менеджер по продаже рекламных площадей компании Mind Factory Андрей Никифоров. - При этом 99% сделок я заключаю за рюмочкой коньяка. Расчет простой. Если я прихожу к потенциальному заказчику с пустыми руками и о чем-то его прошу, мне скорее всего откажут. Другое дело, если я появляюсь на пороге кабинета с бутылочкой дорогого алкоголя в руках. Это сразу располагает ко мне клиента. Многие из них стали моими личными друзьями, и все только благодаря тому, что мы вместе выпивали по служебной, так сказать, необходимости".
Совместное распитие в день выдачи зарплаты серьезно способствует сплочению коллектива. За кружкой пива прекращаются офисные войны и образуются прочные корпоративные связи. "Если человек пьет на корпоративных мероприятиях, которые устраивает компания, то это уже располагает к нему людей, он вливается в атмосферу, не обособляется, - рассказала психолог-терапевт столичного Психологического центра на Пятницкой Оксана Орлова. - Это способствует интеграции новых сотрудников в коллектив, сглаживает многие противоречия. Непьющему в этом смысле гораздо сложнее".
"В нашей компании очень сильны традиции, - поделилась с изданием кадровый менеджер одной из юридических фирм Москвы Галина Осипова. - Дни рождения, покупки машин, новоселья и все прочие праздники отмечаются у нас всегда на широкую ногу. Так уж получилось, что у нас и руководство, и персонал очень любят выпить. В праздничные дни мы прекращаем работать примерно в 4 часа, но где-то до 12 ночи мои коллеги сидят за столом. Я принципиально не пью и ухожу в начале пятого, лишь символически поздравив виновника торжества. На следующий день коллеги рассматривают фотографии с вечера, обсуждают какие-то курьезы, а мне говорить с ними не о чем. Я уже начинаю чувствовать себя изгоем".
Опрошенные изданием сотрудники ряда российских компаний согласны с результатами исследований американских ученых. По их мнению, корпоративные мероприятия улучшают микроклимат в коллективе, а следовательно - повышается и производительность труда.
С этой точкой зрения согласны и ведущие бизнес-тренингов. Психологи утверждают, что склонность к выпивке заложена уже в менталитете россиян. И если ты хочешь построить карьеру, умеренно выпивать необходимо. "Сейчас в ряде компаний существует целая шкала привилегий, которая строится на том, кого шеф пригласит выпить, - рассказала психолог Татьяна Мужицкая. - В таких фирмах идет настоящая борьба за благосклонность начальника. Потом сотрудники обсуждают, чем шеф угощал подчиненного. Хороший коньяк означает особое расположение руководства, а молдавское вино наливалось наименее ценным сотрудникам".
Как выявить потенциальных алкоголиков?
Чтобы сотрудник пил, но не спивался, кадровые менеджеры стараются выявить потенциальных алкоголиков еще при приеме на работу. Большинство из них тщательно маскируются под нормальных, здоровых людей. Однако руководство понимает, что пускать таких представителей компании на деловые переговоры и доверять им не стоит. Вот и приходится искать все новые и новые способы выявления алкоголиков раньше, чем они успеют нанести фирме существенный урон. В большинстве крупных корпораций при приеме на работу делается запрос в милицию, чтобы узнать, попадал ли когда-нибудь соискатель в кутузку за пьяный дебош или драку.
"Одно время я сильно пил, но очень хотел устроиться на работу, - рассказывает главный инженер Сергей Выселович. - И такой случай однажды представился. Я хорошо оделся, побрился, привел себя в человеческий вид и пошел на собеседование. А там, представляете, ответы на вопросы проверяют с помощью детектора лжи. И это в кондитерской-то компании! Вот и спрашивают меня - любите ли вы выпить. Я, разумеется, отвечаю, что нет. Тут-то детектор меня во лжи и засек".
Те компании, которые не имеют возможности проверять соискателей на полиграфе, нередко предпочитают от греха подальше ввести у себя сухой закон. "Лучше потерять процент прибыли, чем превратить офис в притон", - в один голос отмечают они. "У нас вообще не бывает корпоративных мероприятий, - пояснил начальник отдела кадров ОАО "Первый полиграфический комбинат" Виктор Завиров. - Дни рождения отмечаем только чаем со сладостями. Мы убеждены, что пьющий человек просто опасен для производства".
В некоторых компаниях сотрудники о спиртном стараются вообще не думать. "У нас настоящий сухой закон. Даже упоминание выпивки в разговоре строго запрещено, - пожаловался "НИ" сотрудник московского представительства известной транснациональной корпорации Станислав С. - Неоднократно были случаи увольнения коллег, приходивших на работу с похмелья. На мой взгляд, это уже перебор".
Наркологи предупреждают
Российские психологи убеждены, что алкоголь действительно может способствовать карьерному росту, но только не в нашей стране. Проблема в том, что россияне просто не умеют пить. Даже взрослые люди зачастую не знают свою норму. "У нас нет умеренности. Это самая страшная болезнь общества, - рассказал руководитель Центра практической психологии Сергей Ключников. - Люди просто переходят черту. Для руководства компаний очень рискованно превращать корпоративное мероприятие в большую пьянку. Они таким образом рискуют выпустить джинна из бутылки, увидеть своих сотрудников в скотском виде. Уволить за это неэтично, но и работать с опозорившимся человеком сложно. Коллеги начинают просто стесняться друг друга".
Наркологи в свою очередь предупреждают, что именно корпоративные праздники и деловые переговоры являются одной из основных причин алкоголизма среди представителей творческих профессий. "У нас таких случаев сколько угодно, я вам точно не могу привести клинические случаи, их слишком много, - сообщила врач-нарколог наркологического диспансера N14 Зоя Кершенгольтц. - В основном это люди современных профессий: менеджеры, рекламщики. У них же постоянно какие-то договоры заключаются, они это празднуют. Несколько переговоров, три вечеринки - и, если есть генетическая склонность к алкоголизму, добро пожаловать к нам на прием".