С "чеченским синдромом" можно бороться
«Что такое психическая травма… Как с ней жить?» - такие буклеты есть в каждой военной части Северо-Кавказского округа. Солдатам их раздают командиры. Для командиров тоже имеются специальные памятки. Всю эту печатную продукцию выпускает единственный в России экспериментальный Центр психологической помощи военным.В этих буклетах психологи коротко и ясно объясняют, что такое страх, беспомощность, депрессия и как с этим бороться. Указаны адрес и телефон для тех, кто решится прийти на прием в Центр. Сами солдаты приходят редко. В основном их приводят группами.
По словам начальника центра психологической помощи Северо-Кавказского военного округа Сергея Шаповаленко, эта психологическая служба призвана помочь военнослужащим справиться с так называемым «чеченским синдромом».
В Центре сейчас проходят курс адаптации военнослужащие, которым через месяц возвращаться домой. Но сперва - тестирование, на основании которого специалисты делают вывод, в какой помощи нуждается пациент. Дальше психологический тренинг в комнате релаксации. Будущие «дембеля» как дети садятся в круг и начинают просто разговаривать. Психолог обращает внимание на каждую деталь - кто в какой позе сидит, как смотрит, о чем говорит, или, наоборот, молчит. Солдаты поначалу скованы, но это быстро проходит. Психологи Центра работают по двум основным направлениям - предупреждают суицид в армии и снимают посттравматический стресс, который и получил в народе название "чеченского синдрома".
Как говорит Олеся Рева, один из руководителей центра психологической помощи, у тех, кто побывал в Чечне, начинается переоценка ценностей. На многие события человек начинает смотреть по-иному. «Чеченский синдром» может проявлять себя по-разному. У одного это выражается в нарушении сна, другой начинает пить, очень часто «синдром» приводит к проблемам в семье.
В Центре психологической помощи военным работает телефон доверия. На прием к психологу можно попасть даже ночью, а если понадобиться, группа поддержки приедет сама. Не раз работники Центра выезжали в Чечню, причем порой даже не сообщали солдатам о том, что они психологи, просто общались и говорили нужные слова.
Поход в Центр психологической помощи кто-то из солдат воспринял как занимательную экскурсию, кто-то как полную глупость, но многие сказали, что это очень интересно и поднимает настроение.
В Центре уверены, что военный психолог должен быть в каждом батальоне. Однако, сетуют специалисты, пока еще не все способны всерьез оценить их работу.