Ученые: Биологический смысл женщин - сохранение и выживание вида, мужчин - развитие и обновление генофонда
В XIX веке, когда фактически началось научное исследование связи психических процессов и мозга, считалось, что мужчины и женщины стоят на разных ступенях эволюционной лестницыИз этого следовал вывод о разнице в организации мозга и сознания у разных полов должна быть очевидна.
Главным образом это различие ассоциировалось с иной гемисферной структурой: полагалось, что левополушарные функции харак теризуют в основном мужчин, тогда как правополушарные - женщин.
Следует заметить, что "правый мозг" считался "звериным", "отсталым", "ответственным за безумие" и не имеющим никакого отношения к высшим проявлениям человеческой натуры - интеллекту, движениям ду ши и эмоциям высокого ранга. Даже такие просвещённые люди, как Gustav Le Bon (работал в группе знаменитого Р. Вгоса, именем которого названа открытая им зона мозга, обеспечивающая языковые функции), не стеснялись писать, что мозг большинства парижанок больше напо минает мозг гориллы, нежели взрослого белого мужчины...
Он, однако, вынужден был признать, что интеллектуальные женщины всё же иногда встречаются и - даже! - могут превосходить в этом отношении сред них мужчин, но. конечно, это должно быть расценено как аномалия - что-то вроде гориллы с двумя головами. Следует подчеркнуть, что раз личия между интеллектом мужчин и женщин всегда рассматривались (и рассматриваются сейчас - в совершенно другом контексте и с другими выводами) именно как проекции различия в структуре и функциях пра вого и левого полушарий мозга - левополушарного у мужчин и право-полушарного у женщин. Gaetan Delaunay, французский исследователь в области сравнительной биологии, был одним из первых, кто начал сбор эмпирических данных и дискуссию о тендерных отличиях в латерально-сти тела, мозга и сознания. В частности, он считал, что левополушар-ность мужчин и правополушарность женщин - результат эмбриогене за. Wilhelm Fliess, близкий друг и даже один из вдохновителей Фрейда, развивал идею связи бисексуальности и билатеральности мозга, считая, например, леворукость ("=правомозгость") признаком неоднозначной или неполной сексуальной идентичности.
Delaunay и ряд других его современников пытались даже доказать, что есть левополушарные популяции или группы, т.е. эволюционно бо лее продвинутые, и правополушарные, заведомо более низкого ранга (белые женщины, взрослые мужчины других рас, дети и люди низших социальных страт). В этом контексте обсуждались даже типы танцев походки, ритуалы. Надо подчеркнуть, что эти сведения не подкреплены никакими собственно научными исследованиями, а являются просто набором неких неаккуратных и предвзятых наблюдений.
Тем не менее, взгляд на правый мозг как на мозг дикаря внутри мозга человека имеет некоторые основания, хотя обсуждать это надо серьёзно и в рамках науки, а не "журналистики". Например, по данным того же времени (70-80 гг. XIX в.), психические нарушения связаны с большим объёмом /весом правого мозга в отличие от противоположных данных для здоровых людей (Jules Bernard buys, 1879; Montycl, 1887). Даже сам Р. Вгоса считал, что только левая половина нашего мозга по-настоящему цивилизована.
Разумеется, за прошедшие с тех пор полтора столетия, особенно с фантастическими методическими прорывами рубежа XX-XXI вв., на коплено огромное количество данных об анатомии, физиологии, биохи мии мозга мужчин и женщин разных возрастов и популяций, как и о связанном с этим поведении, что не может быть обсуждено в рамках данной статьи (см. список литературы). Поэтому позволю себе предста вить некоторые выводы из исследований последнего времени, посвя щенных сопоставлению сенсо-моторных латеральных доминантностей (ведущая рука/нога/ухо/глаз) и личностных характеристик. Приведу также некоторые данные о распространении левшества, а значит - от носительной правополушарности.
Процент левшей колеблется вокруг 8.4-9.4% от общей исследо ванной популяции: во Франции 9.34%, в Бельгии 9.38%, в Канаде 9.3%. На Северо-Западе России и в Болгарии, по нашим данным, количество левшей среди мужчин значительно выше, чем среди женщин: соответ ственно 7.5-8.5% и 5%. Это соотносится с данными для Испании (7.89% левшей мужчин и 4.38% левшей женщин), Италии (8.28% и 5.06% ). Бразилии (8.5% и 5.3%) и не соответствует данным по Франции (8.72% и 9.84%). Мужчин с доминантной левой ногой значительно больше, чем женщин. У мужчин чаще встречаются симметричные или диагональные латеральные профили по руке/ноге. Процент индивидуумов с ведущим левым глазом - примерно 21-23% в Южной Европе и 32% в Северной Европе. Число женщин с ведущим левым глазом выше, чем число муж чин - 21% мужчин с доминантным левым глазом и 23.6% женщин для всего Средиземноморья.
Из полученных нами данных следует, что:
Среди индивидов с левосторонними, симметричными и пересе кающимися латеральными моторными профилями число муж чин выше.
Мужчины с доминантной левой ногой или с отсутствием асимметрии встречаются чаще, чем женщины.
Женщин с ведущим левым глазом больше, чем мужчин.
У мужчин значительно выше, чем у женщин, такие факторы,как доверчивость и эгоцентризм, аналитичность и критич ность мышления, значительно ниже такие факторы, как тревожность и чувство вины. По успешности решения логических и категориальных задач половых отличий не выявлено.
Люди с высокими показателями по факторам доминантность илидерство значительно чаще бывают леворукими.
Люди с высокими показателями по фактору проницательность чаще бывают правополушарными.
Предпочтение определенного цвета и запаха в значительнойстепени обусловлено, как было неоднократно показано экспе риментально, уровнем тревоги. Низкому уровню соответствует отрицание черного, коричневого или серого цветов и едкого, гнилостного или нейтрального запахов.
При высоком уровне тревоги, какая-либо доминантность цвета и запаха отсутствует. Выбор синего или зеленого цвета и мятного или мускусного запахов соответствует более высокому уровню тревожности, а красного, желтого или фиолетового цветов и цветочного или эфирного запахов - более низкому.
У индивидов с правополушарным типом реагирования регистрируется относительно высокий уровень тревоги, при ко тором нарушена доминантность выбора классов цветов и запа хов. Такой тип тревоги можно считать продуктивным, т.е. по могающим индивиду в преодолении конфликтной ситуации. Преимущественный выбор этими людьми красного, желтогоили фиолетового цвета и цветочного или эфирного запаха сви детельствует о более активных формах поведения при компенсации тревоги.
У индивидов с левополушарным типом регистрируется достоверно более высокий уровень тревоги и также нарушенадоминантность выбора классов цветов и запахов. Преимущест венный выбор синего или зеленого цвета и мятного или мус кусного запаха свидетельствует о более пассивных формах по ведения при компенсации тревоги и "избегания неуспеха".
Как уже говорилось, считается, что женщин с правополушарнымтипом реагирования больше, чем мужчин, но в нашем исследованиитакая тенденция практически не просматривается.
Женщины более стабильны, полифункциональны и в этом смысле - симметричны. Но среди них практически не бывает гениев, которые являют собой пример максимальной асимметрии и специализации. В этом есть биологический смысл, направленный на сохранение и выживание вида, что обеспечивается женскими особями, и его развитие и обновление, обеспечиваемое мужской частью генофонда.
Название данной статьи, однако, указывает на противоположную тенденцию, которая наблюдается в современном мире, - размывание тендерных отличий, описывавшихся литературе последних десятилетий. Этот вопрос требует специального обсуждения и мультидисциплинарных исследований.