Достижения техники безопасности делают человека уязвимым
Подушки безопасности, защитные наколенники, велосипедные шлемы не делают жизнь менее опасной - напротив, чувствуя себя уверенным, человек начинает действовать неосторожно и рискует чаще.22 года назад представители британского министерства путей сообщения признали, что обязательная установка ремней безопасности оправдала надежды лишь частично. Планировалось, что ремни будут спасать до 1 тыс. жизней в год, сообщает Spiegel. Однако на практике оказалось, что количество погибших при автоавариях пассажиров с задних сидений увеличилось на 27%, велосипедистов - на 13% и пешеходов - на 8%.
Психолог Джон Адамс (John Adams) из Университетского колледжа Лондона отмечает, что эти цифры многое говорят об особенностях человеческого поведения. По его мнению, ощущение безопасности сделало водителей беспечными и неосмотрительными. Пассажиры и пешеходы стали жертвами их уверенности в том, что с ними ничего не может произойти.
Это касается не только безопасности на дорогах. В быту человека окружает множество предметов и приспособлений, призванных сделать его жизнь безопаснее. Будучи уверенным в том, что презервативы защитят от болезней, человек стал гораздо чаще менять партнеров. Снабдив детей наколенниками и другими средствами безопасности, родители позволяют им играть в опасные игры. Большинство несчастных случаев происходят с человеком там, где он чувствует себя наиболее уверенно - в его собственном доме.
По мнению психологов, причина этого парадокса кроется в том, что человек стремится к привычному для него уровню риска - чаще всего бессознательно. "Для каждого человека существует индивидуальная степень риска, при которой он чувствует себя комфортно, - говорит психолог Рюдигер Тримпоп (Rudiger Trimpop) из университета Йены. - И он стремится достичь ее в любой ситуации".
Эксперт в области безопасности Леонард Эванс (Leonard Evans) на основании модельных испытаний установил, что такие приспособления, как ремни безопасности, снизили риск гибели человека при автомобильной аварии на 40%. Но возникнет эта авария или нет, в первую очередь зависит от человеческого фактора.
Исследование психолога Виля Янссена (Wiel Janssen) из Нидерландов помогает понять, почему в реальности средства безопасности лишь незначительно снижают количество аварий и несчастных случаев. Он попросил участников эксперимента, которые обычно вопреки правилам не использовали ремень безопасности, дважды проехать участок дороги длиной 105 км. Сначала они ехали, пристегнувшись ремнем, потом - без него. Оказалось, что с ремнем они ехали быстрее, чаще шли на обгон, реже соблюдали необходимую дистанцию с идущей впереди машиной и резко тормозили. "В некоторых случаях все выглядело так, будто водитель чувствует себя неуязвимым", - заключает Янссен.
Психологи и эксперты по безопасности рекомендуют бороться с иллюзией неуязвимости с помощью другой иллюзии. "В идеале нужно сделать так, чтобы улицы были максимально безопасными, но при этом выглядели как опасные", - говорит психолог из Дрезденского технического университета Бернард Шлаг (Bernhard Schlag), специалист по вопросам поведения на дорогах. Во время эксперимента в Новом Южном Уэльсе (Австралия) участники ехали по дороге, ширина которой была на 30 см меньше обычной, на 3,2 км/ч медленнее.
Сходным образом действует на водителей движение по туннелю. Как минимум первые 700 м туннеля они проезжают осторожно, снижая при этом скорость. Это было установлено в ходе исследования, проведенного австрийским попечительским советом по вопросам безопасности на дорогах. Статистика показывает, что в туннеле вероятность аварии до 25% ниже, чем на открытом участке дороги.