• дополнительно по теме на сайте volga.news |
Запрещенное законом тестирование будующих первоклассников дает шокирующие результаты
В ШКОЛАХ Москвы полным ходом идет прием в 1 класс. Уже к 11 мая директора подадут предварительные списки будущих учеников на утверждение в окружные управления образования. Отличие от правил приема в этом году только одно - дети сядут за парты с 6,5 лет и будут учиться в начальной школе по программе 1:4 (то есть 4 года, а не 3, как раньше). Комитет образования (МКО) планирует набрать 75 тысяч первоклашек - на 2 тыс. меньше, чем в прошлом году, и почти на 10 тыс. меньше позапрошлогодних показателей.Дефицит будущих учеников испытывают все школы кроме престижных, реальный набор в которые начался еще в сентябре с приема на подготовительные отделения. То есть примерно за полгода до того, как это официально рекомендует делать МКО. Уже сейчас места в хороших школах заняты. В одних - по результатам выпускных экзаменов на подготовительных курсах, в других - по итогам собеседования. По словам главного специалиста МКО Натальи Шелахиной, 'какие-либо экзамены запрещены. Руководство школы может побеседовать с будущим первоклашкой, попросить посчитать до10, прочитать несколько строчек из книги, рассказать любимую сказку'. На деле 'собеседование' ничуть не уступает вступительному экзамену.
Как рассказала 'Сегодня' директор 'английской' спецшколы ? 1285 Нелли Трошкина, на имеющиеся здесь 50 мест уже записалось 120 претендентов. 'Чтобы выявить из них тех, кто способен 'потянуть' нашу программу, мы проводим экспесс-диагностику готовности к школе. Критерии простые: ребенок должен уметь читать, понимать и пересказывать текст, решать логические задачи и быть здоровым', - говорит директор.
Закон позволяет спецшколам такое тестирование: обучение в них требует определенных способностей и предварительной подготовки, ибо программа этих учебных заведений более сложна и насыщена. Впрочем, когда знания двух детей, претендующих на одно место, одинаковы, начинается другой конкурс, о котором не говорят вслух: конкурс родителей. Но это уже другая проблема.
Обычные общеобразовательные школы тоже практикуют собеседования, правда, по словам руководителя МКО Любови Кезиной, 'их результаты не могут повлиять на положительное решение о зачислении ребенка в первый класс'. Но, несмотря на это, вопросы, на которые приходится отвечать 6-летним детям, отнюдь не просты. Например, ребенок, подготовленный к школе (как следует из методических разработок), наряду с умением соотнести цифру и число предметов или найти общие признаки у велосипеда и автомобиля, должен составлять и решать задачи в одно действие, делить круг и квадрат на определенное число частей, составлять сложные предложения из простых, находить слова с определенным звуком, различать гласные и согласные звуки. Методистам, составляющим эти вопросники, хорошо известно, что программа 1-го класса начинается со знакомства с буквами и цифрами, а различать, классифицировать звуки и оперировать десятками детей должны научить лишь к концу года. Предложения разных видов учат составлять в 9-м классе (когда проходят сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), а деление фигур изучают на уроках геометрии в средней школе.
Выходит, что ребенку, успешно справившемуся с тестом, совершенно нечего делать в начальной школе, где учитель будет объяснять менее подготовленным одноклассникам то, что ему давно известно. По мнению психологов, длительное 'ничего неделание' отбивает у детей охоту учиться. Тем не менее, на собеседованиях учителя стараются отыскать и записать в свой класс именно таких потенциальных отличников, с которыми не придется потом много работать. Впрочем, это лишь одна сторона проблемы.
По словам директора общеобразовательной школы ? 818 Марины Варганян, из 30 детей, уже прошедших собеседование в этом году, к школе реально готовы 3%. 'Мы проводим только психологическое знакомство, а не проверяем умение читать и писать. По заключению наших психологов и логопедов, 97% детей не готовы к школе: не сформировано желание учиться, у 62% не развита мелкая моторика, имеются проблемы логопедического характера, слабо развита речь. Вместо 10 тыс. слов, которые должны быть в словарном запасе 6-летнего ребенка, имеется лишь 1-2 тыс. - результат того, что детям мало читают. Вместе с тем они 'натасканы' на чтение по слогам и счет в пределах десятка. И часто неправильно - их придется переучивать, что неизмеримо сложнее, чем просто научить', - рассказала 'Сегодня' Марина Варганян.
Кроме того, как сказала 'Сегодня' невропатолог Ирина Рожкова, 'у 6-летнего ребенка, которого в течение дня будут довольно интенсивно 'нагружать' информацией, должна 'созреть' нервная система для ее нормального восприятия, а здоровье должно позволять выдержать нагрузки еще и физически'. И если в спецшколах документы детей, имеющих проблемы со здоровьем, просто не принимают, то массовые школы делать это обязаны. Например, в прошлом году в одной из московских школ в спальном районе в первые классы были зачислены всего два ребенка с I-й группой здоровья, 12- со II-й, остальные 50 детей - с III-й (то есть имеющие ряд серьезных заболеваний, в том числе хронических). Согласно докладам ЮНИСЕФ и ВОЗ, здоровых новорожденных в стране в прошлом году было не более 10%, остальные больны уже в младенчестве. Это связано с репродуктивным нездоровьем родителей, социальными проблемами (стрессы, плохое питание) и пр. Можно бесконечно реформировать систему образования и ожидать на выходе из школы выпускника, усвоившего программу и способного учиться дальше. Именно на это нацелены и 12-летка, и единый экзамен. Даст ли эта система желаемый результат, если в ее основе 6-летний не готовый к учебе и не совсем здоровый первоклассник - это уже вопрос теста для министра образования