Итог первой в мире операции по пересадке лица (фото)
В ноябре 2005 года команда хирургов во главе с профессорами Питером Батлером и Жаном-Мишелем Дюбернардом выполнила первую в мире операцию по трансплантации лица. О ней писала вся мировая пресса.Спустя два года Изабель Динор, которая вошла в историю медицины как первый человек с пересаженным лицом, рассказала свою "одиссею" в книге под названием "Поцелуй Изабель".
Мадам Динор, незамужняя мать двух дочерей-подростков, призналась, что в мае 2005 года, во время внезапного приступа депрессии, приняла очень большую дозу снотворного в своей квартире в пригороде города Валенсиннес. Это была попытка самоубийства, причины которого Изабель так и не захотела никому рассказать.
Приняв снотворное, она потеряла сознание, и в это время ее собака напала на нее, страшно изуродовав её лицо.
Женщина, чей нос, губы и подбородок использовались для первого в мире трансплантата, тоже была самоубийцей, которой, правда, удалось довести "дело" до конца - 48-летняя француженка повесилась. Ее семья позволила взять её лицевые ткани для того, чтобы пересадить их Изабель Динор.
Оливер Джарде, профессор этики медицинского центра университета Amiens University, участвовавший в приготовлениях к операции, сказал, что мозг женщины-донора был мертв, когда ее доставили в больницу.
У донора взяли ткани лица, вместе с мышцами и подкожным жиром, после чего лицо было пересажено Динор.
Операция продолжалась 15 часов, в ходе которой к лицу реципиента "подключили" 8 кровеносных сосудов, 4 артерии и 4 вены донора.
После операции Изабель испытывала смешанные чувства. То ей казалось, что врачи вернули её к жизни. То она испытывала отвращение к своему новому образу. Об этом она и рассказала в книге, которая вышла на этой неделе во Франции.
Врачи обещали, что со временем француженка сможет нормально есть, говорить и улыбаться как обычно, но вряд ли сможет когда-нибудь снова поцеловаться.
Спустя два года после операции поцелуй для Изабель - всё ещё недоступен. Координирование мускулов нижней части лица чрезвычайно трудная для неё процедура.
"Я борюсь, я продолжаю пробовать и добиваться этого... Когда я слышу, что люди говорят, что я никогда не смогу этого сделать, у меня появляется ещё больше решимости..."
"У меня уже чешется нос, а на подбородке вырос волосок..." - говорит Изабель, которая верит, что пересаженное лицо когда-нибудь окончательно станет родным.
Ещё до проведения операции, профессор Батлер заявил, что трансплантированный участок не передаст лицевое сходство дарителя получателю. Прежде всего, потому что кожа является гибкой структурой и накладывается на собственную структуру кости и хряща человека, получающего новое лицо.
Тем не менее, психологи подчеркивают, что требуется большая психологическая устойчивость для того, чтобы решиться на пересадку лица с помощью тканей мертвого человека, а затем выдержать пристальное внимание публики. И Изабель Динор это блестяще удалось.