Зачем в старших классах вводят тестирование «на интеллект»
«Подумать только, ведь у тебя такой же высокий уровень интеллекта, как и у нашей отличницы», - говорила не на шутку удивленная учительница заядлому троечнику. С этого дня к его ответам начали прислушиваться повнимательнее и порой даже при невыученном уроке находили «рациональное зерно», замечая между собой, что парень-то он умный. Возможность делать такие «открытия» новосибирские педагоги получили после введения в старших классах некоторых школ города IQ-тестирования (по-русски: тестов на уровень интеллекта). Несмотря на однозначное «нет!» на предложение показать результаты родителям, папы и мамы все же смогли узреть положение своего чада на «шкале интеллекта». «Если бы я знал, что так будет, то не тестировался бы вообще», - сетовали «продиагностированные», но было поздно. Да и никто не говорил им: «Если вы не желаете, то можете отказаться». Просто забрали с уроков и провели тест. Cобственно, «Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла», разработанный Институтом личностного тестирования СССР еще в 1949 году, может претендовать на роль «диагностического изобретения». Поскольку с его помощью можно оценить «преимущественно биологически детермированный («врожденный») компонент интеллектуального потенциала, не зависящего от влияний культурной среды». Проще говоря, результаты тестирования в большей степени медицинские данные, но ни в коем случае не оценка выученного и наработанного. И эти результаты тестирования в некоторых школах передаются в руки заместителя директора по воспитательной работе. Зачем? Чтобы тот проанализировал результаты и сделал выводы, насколько учебная программа дает реализовать свои возможности старшеклассникам. А главное - учесть советы психолога. Так, в одной из школ были даны следующие рекомендации: в связи с тем, что у 27% учащихся наблюдается отрицательная динамика по обучаемости, то необходимо ввести во время уроков валеологические паузы и релаксирующие упражнения. Одиннадцатые классы, для которых был дан подобный рецепт, и намека на его выполнение не почувствовали. Остается нереализованным давнее пожелание психологов - создать «уголок отдыха» для учеников. Зато на школьной конференции, а значит и в официальных бумагах, были сделаны радостные заявления: гимназия может гордиться общим интеллектуальным потенциалом учеников, который каждый год увеличивается. Некоторые школы «нового типа» пошли дальше: ввели IQ-тестирование при наборе в старшие классы. И самое интересное, что если это оговорено в уставе учебного заведения, то, как говорят в Управлении образования мэрии, никто ни в чем школу упрекнуть не может. В соответствии с этическими нормами, все должно быть по-другому: тестируетесь вы только по собственному желанию, и результаты знают только психолог и вы. Почему же так все не происходит? Дело в том, что место психологии еще не определено в системе образования. Так считают сами «врачеватели душ». По данным Управления образования мэрии, психолог, несмотря на его очевидную необходимость, появляется в школе только по решению администрации, если учебное заведение может позволить себе такую «роскошь». А школьники добавляют: зачастую просто «для понта» или «на всякий пожарный». За океаном от психологов школа требует не только «пожаротушения», но и постоянной профилактической деятельности. Американцы считают, что «кропотливая работа школьных психологов дает возможность сегодня решать проблемы завтрашнего дня». Ситуация же в российских школах чем-то напоминает работу стоматолога-самоучки, не до конца освоившего свое ремесло и работающего на несовершенной технике: не поймешь, то ли лечит, то ли калечит. Так что, пока заветная мечта психологов - независимая организация, которая и будет работодателем, не воплотится и закон не определит место психолога в школе, гарантия соблюдения прав и интересов учеников будет такой же, то есть минимальной, а работа психологов - малоэффективной.
Познавательно...
Выпуски журнала