Нашвилл: за воображение и узнавание отвечают разные части мозга
Возможность распознавать предметы в окружающем мире и способность к воображению обусловлена работой совершенно разных участков головного мозга. К такому выводу пришли ученые в результате эксперимента, проведенного в Нашвилле (штат Теннеси, США). В исследовании проводились два когнитивных теста, широко применяемых в экспериментальной психологии. В одном из них оценивается способность вращать трехмерные объекты в воображении. Для этого участнику представляли изображение одного и того же сложного объекта, повернутые под разными углами. Участник должен был в воображении развернуть один из объектов таким образом, чтобы узнать в нем другой. Второй тест оценивал способность различать предметы – для этого участники должны были сравнить два сложных объекта и решить, одинаковы они или нет.«Способность вращать трехмерные объекты в воображении и различать сложные объекты неосознанно реализуется при мозговой деятельности. Их невозможно отделить друг от друга», - заявила автор исследования Изабель Гаутье (Isabel Gauthier), доцент кафедры психологии в Университете Вандербильта. «В результате, оставалось неясным, использует ли мозг для этих задач один и тот же, или разные механизмы».
Один из соавторов, профессор Мишель Тарр (Michael Tarr) из Университета Брауна, предположил, что обе эти задачи решают одни и те же мозговые структуры.
В ходе тестов участники подвергались специальному виду магнитно-резонансного исследования, позволяющему выявить функциональную активность тех или иных участков головного мозга. Оказалось, что во время первого и второго теста активировались различные области головного мозга. Так, если участника просили сравнить форму двух объектов, причем для этого необходимо было в воображении повернуть один из них, активировались лобные доли головного мозга, или так называемый «вентральный» механизм. В том же случае, если необходимо было указать расположение объекта, активизировались теменные доли, или «дорсальный» механизм.
«В процессе эволюции одни и те же решения возникали по поводу сходных задач. Однако при внешнем сходстве, они используют совершенно разные нервные структуры», - комментирует профессор Тарр.