Считается, что годовалые дети учатся, копируя взрослых, однако, как выяснилось теперь, они копируют нас только, если то, что мы делаем, представляется им осмысленным
Считается, что годовалые дети учатся, копируя взрослых, однако, как выяснилось теперь, они копируют нас только, если то, что мы делаем, представляется им осмысленным. Проблему поставили эксперименты, проведенные в 80-е годы Эндрю Мелтзоффом из университета Вашингтона. В них взрослый включал свет, нажимая головой на большой выключатель, а за ним наблюдала группа 14-месячных малышей. Позднее две трети младенцев копировали поведение взрослого, включая свет с помощью головы, а не рук. Никто не включал свет руками, несмотря на то, что видели, как это делает взрослый. Из результата экспериментов Мелтзофф сделал вывод, что, в отличие от приматов, человеческие детеныши учатся, имитируя поведение взрослых. Другие приматы осознают цель и используют для ее достижения известное им действие (то есть они скорее включат свет рукой).Теперь иную интерпретацию результатов дал Дьёрдь Гергей из Института психологии Венгерского научного института в Будапеште. Он предположил, что малыши определяют, имеет ли смысл избранный взрослым способ достижения цели и стоит ли его копировать. Поэтому он повторил эксперимент – только в половине случаев взрослый был обмотан шалью, которую держал обоими руками, а в остальных – его руки лежали на столе и были видны детям. Гергей обнаружил, что две трети малышей копировали экспериментатора – но только когда его руки были свободны. Только пятая часть участников эксперимента включала свет головой после того, как они смотрели на взрослого, руки которого были явно заняты.
Гергей предположил, что малыши думают, что если взрослый включает свет головой в то время, как у него свободны руки, значит это лучший способ включения света. Но если руки у него заняты, что и становится причиной использования головы для включения света, то это действие дети со свободными руками повторять не должны. Он пришел к выводу, что дети копируют нас, но при этом оценивают рациональность средств в отношении к ограничениям, налагаемым ситуацией. Ученый хочет выяснить, происходит ли подобное в более сложных ситуациях, и для этого предполагается провести эксперименты с подростками.