Истинное зрение не пригодно для удаленных предметов
Ученые из Оксфорда провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что человек не замечает, как пространство, в котором он находится, увеличивается в несколько раз.Он также не в состоянии оценить реальные размеры расположенных на некотором удалении от него предметов. Эти результаты ставят под сомнение пригодность бинокулярного зрения для "дальнего видения". Эндрю Гленнерстер предложили добровольцам путешествие по виртуальному пространству самой простой конфигурации - требовалось лишь водрузить на нос специальные очки. Участники должны были постоянно придерживаться правой стороны, одновременно глядя на противоположную стену.
Пока они "шли", пространство "раздувалось" в четыре раза. Программное обеспечение следило за тем, чтобы по мере того, как предметы увеличивались в размерах, они отдалялись на соответствующее расстояние. С точки зрения статической фотографии это означает, что изображения в разные моменты оказались бы одинаковыми. Но люди в виртуальном пространстве постоянно двигались, смотрели по сторонам, и, следовательно, полагаясь на пространственное восприятие и другие "подсказки", не могли не заметить перемен. Однако не замечали. Единственная обнаруженная ими странность - изменение длины шагов, впрочем, ее они списывали на неравномерность походки.
Затем исследователи попытались получить качественную характеристику этого обмана восприятия. Для этого они поместили в виртуальную комнату куб и попросили участников запомнить его размеры. Когда им предложили сравнить его с тем же кубом в "раздувшемся" пространстве, выяснилось, что он казался меньше в два-четыре раза. Пытаясь оценить размеры объектов и расстояния до них, мы, как правило, полагаемся на пространственное восприятие, которое возникает вследствие сравнения информации, поступающей от каждого глаза. Проведенный эксперимент доказывает, что наша способность воспринимать окружающий мир во всем его объеме не так уж хороша, мы склонны к ошибочным представлениям о нем. Результаты могут пригодиться не только разработчикам компьютерных игр, но, например, медикам, на расстоянии управляющими хирургическим инструментами.