Чем дальше от Москвы, тем дети добрее
Весьма интересные методики для определения уровня воспитанности российских школьников разработали специалисты ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования. Как сообщили в лаборатории воспитания нравственно-этической культуры института, чтобы выяснить, насколько воспитанны современные дети, предлагается выполнить четыре различных тестово-игровых задания. Первое выявит уровень нравственной самооценки школьника, второе - этику поведения, третье - отношение к жизненным ценностям, четвертое - нравственную мотивацию. К примеру, для диагностики нравственной самооценки школьникам будет предложено выбрать один из четырех ответов на определенные вопросы - такие, как “мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду”, “мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки”, “я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы”, “если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню” и т.п. Чтобы определить уровень этики поведения школьников, детям предлагается продолжить такие фразы, как “если кто-то надо мной смеется, то я…”, “если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…”, “когда меня постоянно перебивают, то я…” и т.д. Выяснить жизненные ценности сегодняшних школяров специалисты намереваются также в игровой форме. Детям будут заранее даны десять желаний, из которых, представив, что у тебя есть волшебная палочка, можно будет выбрать только пять. Желания эти такие: “быть человеком, которого любят”, “иметь много денег”, “иметь самый современный компьютер”, “иметь верного друга”, “мне важно здоровье родителей”, “иметь возможность многими командовать”, “иметь много слуг и ими распоряжаться”, “иметь доброе сердце”, “уметь сочувствовать и помогать другим людям”, “иметь то, чего у других никогда не будет”. Определив нравственные тенденции развития в среде сегодняшних школьников, специалисты намерены разработать комплекс необходимых мер по восстановлению определенных пробелов в воспитании детей. Ведь, по словам педагогов, дети в различных регионах России в значительной мере отличаются по характеру, поведению, воспитанию и т.п. Одна зависимость прослеживается четко: чем дальше от Москвы - тем дети добрее, оптимистичнее, живее откликаются на просьбы и проблемы других, более нравственны. Их московские сверстники - более дерганые, эгоистичные, жесткие в поведении и, как ни странно, более социально ущербные: юным жителям столицы зачастую не хватает элементарного душевного тепла, причем не только в школе, но и дома. В целом же по России специалисты отмечают, что за последнее 20 лет юное поколение соотечественников стало духовно беднее, примитивнее в суждениях и поведении и значительно черствее.
Познавательно...
Выпуски журнала