Повреждение мозга делает человека жестоким, но практичным
Ученые и философы давно спорят о том, как люди принимают решения, связанные с принципами нравственности.Исследователи Университета Южной Калифорнии решили разобраться в этом вопросе и предложили участниками исследования решить непростую дилемму: война. У вас двое детей - 5 и 8 лет. Врач-оккупант проводит болезненные и смертельные эксперименты над людьми. У вас есть 24 часа, чтобы спасти одного из малышей, позволив врачу убить второго. Как вы поступите?
Для большинства людей этот сценарий, в основе которого лежит история, рассказанная Уильямом Стайроном в романе Выбор Софи, представляет собой неразрешимую дилемму. Однако для группы людей с травмами лобной доли большого мозга, участвующей в управлении эмоциями, решение оказалось очевидным. Они однозначно позволили бы одному ребенку умереть.
В среду ученые заявили, что данные проведенного ими исследования проливают свет на механизм принятия нравственных решений и демонстрируют, что в некоторых важных ситуациях эмоции играют ключевую роль в формировании моральных суждений.
Исследование характеризует роль, которую в этом процессе играет центральная часть мозга, расположенная за областью глаз - вентромедиальный предлобный кортикальный слой.
Более ранние исследования позволяли считать, что эта часть мозга играет важную роль в формировании социальных эмоций. Фактически, у людей, имевших повреждения этого участка мозга в результате перенесенного инсульта или в силу других причин, были существенно притуплены такие чувства, как сопереживание, сострадание или чувство вины.
Опубликованные в журнале Nature данные нового исследования подтверждают, что этот участок мозга играет первоочередную роль и в формировании нравственных решений в ситуациях, аналогичных сценарию с выбором ребенка.
Ученые попытались определить, в какой степени эмоции управляют процессом принятия нравственных решений, сравнив решения, принимаемые людьми, чья эмоциональная система была нарушена в результате повреждения мозга, и решения, принимаемые людьми, у которых таких повреждений не было.
В целом, многие принятые людьми с поврежденным центральным участком мозга решения были похожи на решения, принимаемые остальными.
Однако если им приходилось принимать нравственные решения, аналогичные решению позволить убить одного ребенка ради спасения другого, их выбор был в большинстве случаев практичным, но жестоким.
Среди 50 сценариев, требующих принятия нравственных решений, был и такой: опять-таки война. Вражеские войска истребляют гражданское население. Вы с горсткой людей прячетесь от солдат, а ваш младенец начинает плакать. Готовы ли вы убить своего плачущего ребенка, крик которого в противном случае может раскрыть убежище всех спрятавшихся, и тогда будут убиты все?
Люди с повреждением лобовой доли мозга с гораздо большей уверенностью рассудили, что правильным нравственным решением будет убить ребенка.
Практически все предложенные исследователями ситуации заставляли участников эксперимента сделать выбор между тем, чтобы причинить зло одному человеку, или причинить зло многим в последствии. Люди с поврежденным мозгом практически без исключений делали выбор в пользу причинения вреда отдельному человеку ради спасения группы.
Для большинства людей это чаще всего неприемлемо.