Детская жестокость возникает из-за неправильного воспитания ребенка в обществе
В российских средствах массовой информации все чаще появляются криминальные новости невыносимой жестокости, носителями которой являются несовершеннолетние дети. И все публикации не на пустом месте.Также обеспокоены и правоохранительные органы, ведь за последнее время произошел резкий скачок преступности среди детей и подростков. 10-16 летние подростки убивают, грабят, насилуют, причиняют тяжкий вред здоровью своих жертв. Что же происходит с нынешними детьми, с чем связано такое поведение?
Специалисты по детской психологии объясняют жестокость подростков особенностями возрастной психики и глубинными социальными факторами.
А британские ученые выяснили, что послеродовая депрессия у матери влияет на дальнейшее развитие жестокого поведения ребенка. Выяснилось, что связь между послеродовой депрессией и насилием в возрасте 11 лет обусловлена нарушениями регуляции внимания и эмоций.
В этом возрасте эти дети отличаются большей злостью и невнимательностью, и эта тенденция связана с их склонностью к насилию и жестокости. Результаты этого и аналогичных исследований доказывают, что психическое состояние матери после родов - легко предсказуемый фактор риска интеллектуального и социального развития ее ребенка. Специалисты пришли к выводу, что послеродовая депрессия является важным клиническим маркером, определяющим те проблемы, которые возникнут у ребенка в будущем, и склонность к насилию и жестокости.
Дело еще в том, что жестокость и насилие предопределяются не только послеродовой депрессией, но и условиями в котором воспитывается и растет человек.
Если ребенок видит или испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения, ценностью и желанием. Если ребенка избил папа и как бы в отместку мальчик, потом помучил животное, то он как бы становится сильным, "как папа". Насилие снимает часть внутренней боли ребенка, и ценность силы постепенно заменяет ценность отношений. Сопереживание уже воспринимается как слабость. Кроме того, существует еще одно объяснение подростковой жестокости: в отличие от взрослых и детей они пытаются опытным путем понять, что такое жестокость и где ее границы.
Практически на всех уровнях жизни ребенка исчез воспитательный процесс: дома - родители заняты зарабатыванием на жизнь, в школе - лишь учебный план, кружки и клубы - платные. С детьми стало работать сложнее, поскольку у них теперь нет авторитетов, они стали более раскрепощенными, считают себя самостоятельными и практически не воспринимают другую позицию.
Асоциальные поступки подростков (в том числе и детскую жестокость) психологи подразделяют на девиации и делинквенции. Девиации - отклонения в поведении детей, которые не сопряжены с совершением противоправных действий. Сюда относятся систематические прогулы школы, уходы из дома, синдром зависимости (употребление психоактивных веществ, алкоголя и табака, компьютерная зависимость, азартные игры). Делинквенции - отклонения, сопряженные с совершением преступлений: кражи, грабежи, разбои, хулиганство, нанесение побоев, изнасилования, убийства.
Ошибаются те, кто считают, что детская жестокость - это естественная возрастная особенность. И устранится сама собой по мере взросления. Если ребёнок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в старшем возрасте. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления жестокости, а главное - активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребёнка, который проявил жестокость по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил, вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий. Дети нередко бывают, жестоки по отношению друг к другу, поскольку ещё не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества.
Серьёзной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи и т.п.). Задача старших - формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Поэтому необходимо контролировать круг интересов детей, исключая насилие и жестокость.
В большинстве цивилизованных стран разработаны и успешно практикуются различные специальные государственные программы для контроля и профилактики преступности среди несовершеннолетних. Россия не является исключением, однако, в отличие от мирового опыта, все декларируемые государством программы в отношении малолетних правонарушителей практически не работают.
Основная роль в профилактике подростковой преступности отдана детским комнатам милиции, и вот здесь как раз заключается главная проблема. На мизерную зарплату инспектора идут лишь молоденькие девочки, не имеющие никакого опыта и зачастую даже элементарных педагогических знаний. Инспекторы детских комнат милиции в свою очередь объясняют трудности работы с подростками спецификой современного общества - они также, вслед за психологами, возлагают часть вины на современную массовую культуру и сетуют на недостаток реальных рычагов воздействия на малолетних правонарушителей.
А с другой стороны, проблема детской жестокости - это вопрос к нынешнему обществу. Пока наше общество не измениться, никакие программы не помогут.