"Мифы и тупики поп-психологии"
В наши дни то и дело приходится слышать о блестящих психологических открытиях, открывающих новые горизонты самопознания и самосовершенствования. Увы, на поверку большинство этих «сенсаций» оказываются мифами. В своей новой книге психолог Сергей Степанов помогает избегнуть иллюзий, которые так щедро фабрикуются поп-психологией.
Науки о человеке, они же - об обществе (напоминаю, что человека отдельно от общества изучают в анатомичке), действительно, взаимосвязаны. Но некоторым не повезло. Первая ассоциация на слово «социология» - все более точные подсчеты непонятно чего; политология, как правило, сводится к тому, чтобы представить существующую власть объективно необходимой, то есть к агитпропу; культурология... ну, откройте первое попавшееся пособие, и вы утонете в бессмысленной зауми.
Что касается психологии, то это, по определению, наука о механизмах и закономерностях психической жизни. Нужная дисциплина? Бесспорно. Есть ли у нее реальные достижения? Конечно, есть. Достаточно того, что система современного образования (я имею в виду нормальное научное образование) была бы просто невозможна без возрастной и педагогической психологии. Кстати, именно в этой области работает и автор книги «Мифы и тупики поп-психологии» Сергей Сергеевич Степанов.
Но, к сожалению, для массовой аудитории «психология» - это, как правило, не работы серьезных специалистов, а нечто совсем иное. В лучшем случае, «кухонные посиделки... доморощенных душеведов», в худшем - циничное манипулирование людьми, которое может быть весьма опасно для душевного и физического здоровья.
Книга «Мифы и тупики поп-психологии» призвана как раз реабилитировать почтенную науку во мнении народном. Волей - неволей приходится делать это «от противного». Очищать настоящую психологию от того, что на нее налипло в последний исторический период.
С падением «железного занавеса» изголодавшийся обыватель жадно набросился на кока-колу и батончики «Марс», чизбургеры и хот-доги, «Лолиту» и «Плейбой», скопом включив в этот вожделенный набор ранее недоступные труды Карнеги и Фрейда... Сегодня каждый понимает, что кока-кола - это заурядная приторная газировка, «Сникерс» - не совсем шоколад... Что касается психологии и психотерапии, то тут заблуждение длится на удивление долго...
Естественно, я не могу в рецензии охватить все сюжеты из книги. Отмечу некоторые. Психотерапия. О Зигмунде Фрейде автор отзывается с уважением, называет «титаном мысли» - что не отменяет разумного скепсиса по отношению к методикам, применяемым его последователями сегодня, когда наука ушла далеко вперед. Лечение по методу Фрейда приносит облегчение лишь при некоторых видах неврозов... Есть люди, находящиеся в так называемом пограничном состоянии (между нормой и патологией), которым психотерапевтическое лечение может пойти на пользу (тяжелая патология - это уже компетенция психиатров). Но таких людей не так уж много. По крайней мере, не столько, чтобы прокормить расплодившуюся без счета армию психотерапевтов.
Автор резонно замечает, что большинство проблем, которые треплют нервы гражданам, не психологические, у них другие причины - медицинские (когда нужна «не рефлексия, а квалифицированная медицинская помощь»), экономические, социальные. «Повысить самооценку безработному могла бы новая работа». Но вряд ли ее предоставит психотерапевт.
Другая тема - методики так называемого «личностного совершенствования».
Ряд концепций личностного роста на самом деле представляют собой доктрины человеческой ущербности, и результатом их практического воплощения выступает самодовольное ничтожество, которое овладело набором манипуляторских ухваток для использования окружающих в своих целях, но не способно ни на сочувствие, ни на раскаяние, ни на настоящую любовь.
Мастером циничного манипулирования людьми был Иосиф Виссарионович Сталин. Оно широко применяется в деструктивных сектах. Думаю, что и в мире искусства Вам приходилась сталкиваться с людьми, которые живут по методичкам «Как использовать окружающих».
Интересная глава о мужском инфантилизме («Синдром Питера Пена»). Об ускоренном обучении иностранным языкам. О том, что на самом деле обозначают цифры показателя IQ. О «говорящих обезьянах». В книге разбираются сенсационные опыты с шимпанзе, которые в искусственной - подчеркиваю, в искусственной, человеческой среде! - может быть, становятся действительно способны попросить инструмент, чтобы открыть ящик с едой. Признавая важность подобных исследований для правильного понимания человека как продукта эволюции, «звена в цепи живых организмов», автор предостерегает от размашистых обобщений, от «антропоморфизма». Признаюсь, что и я с удивлением встречаю в статьях то «культуру» шимпанзе, то даже, извините, «женщин» в составе обезьяньей стаи. Нельзя не согласиться со Степановым в том, что у обезьян и людей «основные психические процессы качественно различны; эти различия определяются существованием человека в социуме... качественно своеобразная психическая жизнь человека социальна по своему происхождению и по своей сущности».
Наконец, проблемы образования. Автор резко выступает против попыток подвести психологическую базу под так называемую «свободную школу», где детей ничему не учат, чтобы не потревожить их «душевное благополучие». И воспитывают человека, изъясняющегося языком «Бивиса и Батхэда» и неспособного «найти на глобусе Австралию». Зато сексуально «просвещенного» под лозунгами все той же «свободы», «толерантности», «любые перверсии - всего лишь индивидуальные особенности» и прочее. Слава Богу, не все специалисты соглашаются участвовать в этих играх на понижение.
В книге Степанова можно найти много полезных предостережений и практических рекомендаций, но самое важное - то, что автор призывает нас быть людьми. Не машинами, не обезьянами, не рабами инстинктов и комплексов, а просто нормальными людьми, способными строить свою жизнь разумно и нравственно.