"Что посоветуете, психолог?"
А психологи... не советуют. Они помогают каждому найти свой путь Родители приходят к психологам службы "Восхождение" с самыми разными проблемами. Здесь каждого внимательно выслушают и вместе будут искать выход из ситуации. Как это происходит? Что полезно знать человеку, который решает обратиться к специалисту за консультацией по поводу своих трудностей?
"Мы не даем советов, - говорят психологи "Восхождения", - это бесполезно: людей, которые столкнулись с неразрешимой для них проблемой, переполняют чувства, и любые советы окажутся невыполнимыми. Поэтому мы помогаем разрядить чувства в безопасной обстановке - и тогда происходит чудо: человек сам находит выход, при этом наилучший именно для него, а порой даже неожиданный для самого психолога. Если слишком много чувств у ребенка - мы помогаем ребенку".
По нашей просьбе руководитель проекта "Родительская академия" город-ско программы "Дорога к дому" Елена ЛИВЕНЦЕВА рассказывает сегодня о некоторых ситуациях, с которыми довелось столкнуться во время консультирования.
Случай 1. "Мама, дай титю!" Молодая мама (дочери 3,5 года) обратилась с просьбой помочь ей отучить дочь от груди. Проблема заключалась в том, что девочка, видя маму, сразу начинала просить у нее грудь. Ее не интересовали игры с мамой, разговоры, чтение книг, она твердила только одно: "Дай титю". Если мама отказывалась, то девочка рвала на ее груди одежду, закатывала истерики, орала до посинения - и мама, измученная, вновь соглашалась на требования. То же продолжалось ночью, причем ребенок просыпался до пяти раз. С папой и тетей девочка вела себя очень спокойно, если просыпалась ночью, тетя просто отвечала, что мамы нет, и девочка спокойно засыпала опять.
В беседе с психологом мама проговорила свои чувства, ощущения. Они оказались такими. Это очень больно, когда дочь, достаточно большая, сосет грудь, в которой давным-давн нет молока. Это обидно, что девочка видит только одну возможность общаться с мамой, к тому же это скорее похоже на "использование". Много страхов: как она будет с дочерью общаться дальше, если сейчас не может договориться, и в то же время жалко ребенка - а как она будет засыпать без груди?
Прожив все свои чувства, мама смогла оценить важность и необходимость перемен в отношениях с дочкой, высказала свои желания: высыпаться по ночам, быть услышанной в семье, заботиться о себе, развивать более эффективные отношения с ребенком. Нам вместе удалось наметить конкретные шаги по отучению дочери от груди без крайних мер, которые предлагали знакомые (уйти на две недели из дома, положить ребенка в больницу, запугать и т.д.). Решение было простым - спокойно сказать ребенку "нет", объяснив истинные причины отказа: боль и отсутствие необходимости. Когда мама пришла на повторную встречу через десять дней, она сама не могла поверить в то, что, оказывается, так просто отучить ребенка от груди, при этом не унижая, не изводя ни себя, ни ребенка, а просто спокойно объяснив, что дочка стала большой.
Отмечу, что мама доверила психологу свои чувства, прожила их, осознала свои желания и выполнила то, что наметила вместе с психологом.
Случай 2. Чудище в комнате. Обратилась мама: 10-летни сын после просмотра фильма ужасов стал бояться один засыпать, оставаться один в комнате, вообще не мог находиться один в квартире, боялся ночных кошмаров, ему все время казалось, что за ним охотятся. Причем этот фильм он и раньше смотрел, но тогда кошмары не преследовали его. Сначала он скрывал свои страхи от родителей, но потом стало совсем невыносимо.
Капризы, истерики ребенка, заявления, что он будет спать только в кровати с родителями, конечно, не приносили папе с мамой удовольствия. Папа сказал, что выбросит кассету с этим фильмом и все закончится. Он действительно сделал вид, что выбросил. Одну ночь ребенок спал спокойно, но на следующий день, перерыв все шкафы, нашел кассету, и тогда уже кошмары преследовали повсюду.
На встрече я предложила мальчику подробно описать "страшилище" (что вызвало много трудностей) и нарисовать его. Проиграть диалог и договориться с ним, что оно больше не будет приходить и беспокоить.
Когда мы встретились позднее, мама сообщила, что сон у ребенка нормализовался, кошмары перестали преследовать. Мальчик это подтвердил.
Добавлю, что, если у вашего ребенка схожие проблемы, способ решения, о котором рассказано, кажется легким и простым для повторения. Воспользоваться им можно, но только в одном случае: если вы внутренне спокойны и готовы воспринять любые рисунки ребенка и его слова. Но лучше все-так сначала хотя бы проконсультироваться со специалистом.
Случай 3. "Все равно уйду из дома!" Мальчик ушел из дома; нашли и вернули его через два месяца. После возвращения началась наша с ним работа. Во время встреч одной из самых обсуждаемых тем была такая: как снова уйти из дома и вернуться в ту компанию, откуда его привезли домой. Мальчик подробно рассказывал, какие там замечательные люди, сколько всего интересного он узнал о жизни. У него было немало страхов по поводу возвращения в школу: много уроков пропущено, нет настоящих друзей, злые учителя. Он планировал уйти из дома на каникулах и успокаивал меня, мол, никому не скажет, что я была в курсе всех его планов. Перед каникулами, на которые планировался побег, такие разговоры случались все реже и были короче. В каникулы мы не встречались, и я не была уверена, встретимся ли мы еще. Но Саша пришел в назначенный день и час со словами:
- Вы знаете, я никуда не уезжал, чего-т не захотелось... А помните, как мы все обсуждали и мне тогда, правда, очень хотелось уйти из дома. И вы меня слушали. А сейчас совсем не хочется уходить из дома, и в школе учителя как-т изменились, подходят ко мне, нормально общаются. Мама говорит, что я стал немного другим, а мне кажется: нет, я остался таким же, просто если они спокойно со мной общаются, так и я нормально могу общаться. Мама теперь хочет тоже прийти к вам, поговорить.
(Вначале мама отказывалась от встреч, предлагая поработать с ребенком. Мотивировала тем, что ведь это он убегал из дома.)
Что произошло? Мальчик ждал нотаций - а получил понимание, поддержку. Психолог не спорила, не уговаривала "не бегать из дома", а выслушивала: что хорошего в бродячей жизни? Чем она привлекает? И постепенно мальчик успокаивался, у него стало меньше агрессии по отношению к людям - и они стали относиться к нему иначе. Проблема, из-з которой он стремился убежать из дома (изоляция, непринятие другими людьми), исчезла. И ушло желание бродяжничать.
Хотите знать больше о воспитании детей?
Ищите на сайте www.mspdm.ru
Ирина Ромина N144(22059) 03.08.2007
Газета "Речь"