Водители и "синдром амнистии"
Оживленную полемику во Франции вызвало ожидаемое "прощение грехов" нарушителям правил дорожного движения. Такие "амнистии" традиционно проводятся в стране после президентских выборов, которые на этот раз должны состояться весной 2002 года.Вопрос об отмене ряда санкций против нарушителей правил дорожного движения всегда вызывал во Франции споры, однако в этом году дискуссия вокруг "синдрома президентской амнистии" приобрела особо острый характер. Будущие кандидаты в президенты Франции оказались в весьма сложном положении. С одной стороны, последние опросы общественного мнения показывают, что любые их попытки выступить против амнистии водителей, нарушающих правила дорожного движения, вызовут резкое снижение популярности кандидатов у избирателей. С другой - представители дорожно-патрульной службы Франции открыто предупреждают, что амнистия, даже небольшая по своим масштабам, резко ухудшит статистику несчастных случаев.
"Мы сделаем все возможное, чтобы не допустить подобного рода амнистии во Франции", - заявили руководители Национального совета по дорожной безопасности. В своем заявлении организация призвала кандидатов в президенты и все причастные к предвыборной борьбе партии и объединения "решительно препятствовать любым попыткам освободить автомобилистов от ответственности".
Осуществление амнистии, подчеркивается в документе совета, "приведет во Франции к смерти многих сотен граждан, а тысячи французов станут калеками".
Специалисты по дорожому движению перед выборами (как 1988 г., так и 1995 г.) неоднократно предостерегали, что даже сама идея возможной скорой амнистии резко усиливает безответственное поведение водителей.
"Президентским выборам 1988 г. предшествовало резкое увеличение числа смертей на дорогах", свидетельствует профессор Клод Гот, специалист по анализу катастроф. "Причем, подобные события, - утверждает он, - тем более тревожны, что происходят на фоне общей положительной тенденции по снижению дорожных аварий, начавшейся еще в 1972 году".
Проведя тщательный анализ случившегося, профессор пришел к выводу, что может существовать только одно объяснение подобного явления. Сам факт объявления в СМИ возможности амнистии настолько сильно воздействует на психологию водителей, что резко снижает их контроль над собственным поведением за рулем.
Причем, на действия водителей-лихачей не влияют подлинные, весьма ограниченные, масштабы ожидаемой амнистии - в том же 1995 г. закон не освобождал от наказания за такие серьезные проступки, как вождение в нетрезвом виде, попытку скрыться с места происшествия, наказание за гибель пострадавшего или за неумышленные тяжкие телесные повреждения. Под амнистию 1995 г. не подпадали водители, превысившие допустимую скорость более чем на 40 км/ч или получившие три "прокола" в водительском талоне.