На Зальцбургском фестивале займутся психоанализом
Концертом Венского филармонического оркестра открылся Зальцбургский фестиваль. Более чем на месяц на родине Моцарта сконцентрируется все актуальное, что есть сегодня в мире музыкального искусства.
Концертом Венского филармонического оркестра открылся Зальцбургский фестиваль. Более чем на месяц на родине Моцарта сконцентрируется все актуальное, что есть сегодня в мире музыкального искусства.
В Зальцбурге наступает новая эпоха. У нового музыкального директора фестиваля Юргена Флимма, с одной стороны, карт-бланш: после года Моцарта, когда его предшественник Петер Ружичка осуществил грандиозный проект с постановкой (заметим, разной степени успешности) всех 22 опер австрийского гения, новый интендант может начать с белого листа, поставить буквально что в голову взбредет. С другой стороны, нужно все-таки быть осторожным. Зальцбург в определенном смысле задает моду, а прослыть дурновкусом сегодня, простите за тавтологию, моветон.
Итак, после парадного заключительного жеста Ружички Флимм берет курс на "ночную сторону разума" - так звучит тема наступившего форума. В общем, все тайные страхи оперных и драматических героев наводнят Зальцбург (будем надеяться, там и останутся).
Полноценно, на первый взгляд, теме соответствует только одна премьера - "Реквием для метаморфозы" Жана Фабре: сочинение, специально написанное для Зальцбурга-2007. Хотя и большой шумановский цикл в концертной программе вполне подойдет - уж что-что, а ночными кошмарами композитор помучился. Впрочем, мистическая сцена в Волчьей долине из "Вольного стрелка" Вебера тоже годится. А вот как быть, например, с "Евгением Онегиным", "Свадьбой Фигаро" или "Армидой"? Хотя последствия работы подсознания и привет от доктора Фрейда при желании можно увидеть и воплотить в любом оперном шедевре, особенно в условиях современной режиссуры.
Моцартовские оперы в афише две или, точнее, три. Повторение старой версии двух одноактных - "Бастьен и Бастьена", "Директор театра", а также "Свадьба Фигаро" в постановке Клауса Гута - хит фестиваля-2006 благодаря имени Анны Нетребко на афише. Правда, в этом году заглавные партии поют Диана Дамрау и Джеральд Финли (Альмавива), а дирижирует Даниэль Хардинг. Героическую драму Гайдна "Армида" ставит непредсказуемый Кристоф Лоу, дирижирует специалист по старинной музыке Айвор Болтон.
Интрига фестиваля - инсценировка оперы Гектора Берлиоза "Бенвенуто Челлини", история о ведущем праздный образ жизни скульпторе, доставлявшем множество неприятностей окружающим (вплоть до убийства), но с легкостью искупившем свои грехи, отлив статую "Персей с головой Медузы" по заказу Папы Клемента VII. Этот не самый известный и не самый удачный опус Берлиоза призван воплотить на сцене Филип Штeльцль, больше всего известный как клипмейкер, работавший, например, с Rammstein, Миком Джаггером и Мадонной. Дирижирует оперой Валерий Гергиев, уже отрепетировавший партитуру с оркестром Мариинского театра (опера дважды звучала на фестивале "Звезды белых ночей" - в концертной и сценической версиях).
Даниэль Баренбойм и немецкий режиссер Андреа Берт приглашены для работы над оперой Чайковского "Евгений Онегин". В этой постановке дебютируют наши соотечественницы: Анна Самуил (Татьяна), Екатерина Губанова (Ольга) и Эмма Саркисян (Филиппьевна). Веберовского "Вольного стрелка" ставят немцы - кельнский дирижер Маркус Штенц и молодой режиссер из Гамбурга Фальк Рихтер.
Как всегда, до отказа насыщена концертная программа фестиваля: несколько циклов концертов Венского и Берлинского филармонических оркестров (с Баренбоймом, Мути, Арнонкуром, Рэттлом) перемежаются с сольными вечерами, из которых наиболее ярко представлено фортепианное искусство - в этом году в Зальцбурге выступят самые лучшие пианисты современности: Альфред Брендель, Маурицио Поллини, Ланг-Ланг, Григорий Соколов и Евгений Кисин. Был заявлен и Михаил Плетнев, но последний, как известно, свою сольную деятельность на неопределенное время свернул и отменил все концерты.
А Анна Нетребко все-таки в Зальцбурге споет. Вместе с Венецианским барочным оркестро м она исполнит Stabat mater Перголези. Что, кстати, предстоит услышать москвичам в следующем сезоне.