Госдума: Ограничения на занятия педагогической деятельностью должны быть разумными
"Ограничения по медицинским показаниям существуют в торговле, авиации, милиции. Законопроект приводит законодательство в сфере образования в соответствие с Трудовым кодексом", - заявил корреспонденту ИА REGNUM 23 января председатель комитета Государственной думы РФ по образованию Григорий Балыхин ("Единая Россия"), комментируя принятие в первом чтении законопроекта "О внесении изменений в статью 53 закона РФ "Об образовании" и в статью 20 федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Балыхин напомнил, что в 2006 г. поправками в Трудовой кодекс были внесены изменения, расширяющие список не допущенных к педагогической деятельности за счет лиц, признанных недееспособными, а также внесено уточнение о перечне заболеваний, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения - Минздравсоцразвития.
Балыхин отметил, что трудовое законодательство предусматривает установление запрета для занятия педагогической деятельностью тем, кто имеет определенные заболевания, как ограничение прав граждан. "Это соответствует Всеобщей декларации прав человека и статье 55 Конституции РФ, где говорится о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других, обеспечения обороны страны и безопасности государства", - сказал Балыхин.
Депутат подчеркнул, что ранее была норма, согласно которой перечень медицинских противопоказаний должен быть установлен правительством РФ. Но из-за того, что "никто жестко не потребовал выдать перечень", "предложений поступало - столько и мнений - столько, что не сумели прийти к общему перечню". Балыхин выразил уверенность, что Минздравсоцразвития разработает этот документ. Депутат выступил за дискуссию вокруг перечня. "Дискуссия нужна, но обсуждение возможно на стадии подготовки, когда документ только разрабатывается", - сказал Балыхин.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин (КПРФ) заявил, что "у нового закона есть как минимум три серьезных недостатка". Первый недостаток является недостатком Трудового кодекса. "Заключается в том, что ограничения прав человека согласно 55 статьи Конституции могут вводиться только федеральным законом. Однако наше правительство в данном случае идет другим путем. Как следует из Трудового кодекса, установить перечень заболеваний, препятствующих педагогической деятельности, можно приказом, попросту говоря, Минздравсоцразвития", - сказал депутат.
Смолин обратил внимание на то, что законопроектом предлагается не допускать к педагогической деятельности всех, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. "Нам кажется это тоже неправильным. Представьте себе человека, который осужден за какие-нибудь развратные действия - это необязательно тяжкое преступление, ему в школу будет идти можно. А вот человеку, который, например, установил нелицензионное программное обеспечение в школе, такого человека, если посчитается, что производитель этого программного обеспечения понес большой убыток, в школу не пустят, потому что преступление может оказаться тяжким. Хотя не установил он лицензионное обеспечение, потому что государство не дало ему на это деньги, как например, в известной истории с Александром Поносовым", - сказал Смолин.
Смолин не согласен с тем, что перечень заболеваний, препятствующих педагогическому труду, устанавливает Минздравсоцразвития. "Мы должны позаботиться о том, чтобы дети не заразились, например, открытой формой туберкулеза и мало ли еще какими заболеваниями от педагога. Это ограничение прав человека, в данном случае, педагога во имя прав ребенка", - заявил депутат, отметив, что "не правильно, что это делает Минздравсоцразвития, это должно делаться при широком общественном обсуждении". "Мы помним, как Минздравсоцразвития предлагало, например, от государственной службы отлучить всех инвалидов. Ярослав Мудрый не стал бы великим князем, Василий Темный не стал бы великим князем, Теодор Рузвельт не стал бы президентом США и так далее. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы этот список был предварительно предъявлен в парламентские комитеты и представлен гражданскому обществу. Чтобы под благородным предлогом не навредить детям не были нарушены права педагогов", - заявил Смолин.
Депутат отметил, что не должны быть нарушены права преподавателей с ограниченными возможностями здоровья. Более 200 кандидатов и докторов наук с ограниченными возможностями здоровья по зрению сейчас работают в системе образования, привел данные Смолин. "Более того, количество студентов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата возрастает. И получается, с одной стороны, увеличивается количество таких студентов, а с другой, пугаем, что Минздравсоцразвития может не пустить их в систему образования", - сказал депутат. "Если будут отделены разумные ограничения во имя прав ребенка, значит, закон принесет пользу, если будет сделано все скопом, по принципу: "Урезать, так урезать, - сказал японский генерал, делая себе харакири", - тогда этот закон принесет больше вреда", - добавил Смолин.