Психология мобильного сотрудника
К 2009 году мобильные сотрудники будут составлять четверть трудоспособного населения нашей планеты.Многие компании могут упустить преимущества мобильной работы своих сотрудников из-за неправильного подбора кадров, плохого управления и отсутствия адекватных коммуникационных ресурсов.
Многие компании могут упустить преимущества мобильной работы своих сотрудников из-за неправильного подбора кадров, плохого управления и отсутствия адекватных коммуникационных ресурсов. Эти факторы приобретают особое значение, если учесть, что к 2009 году мобильные сотрудники будут составлять четверть трудоспособного населения нашей планеты. Таковы основные выводы специального исследования, проведенного компанией Cisco. Добавим, что в самой компании Cisco к категории мобильных работников относятся 90% сотрудников, работающих на территории США (то есть около 25 тыс. человек).
Наиболее успешно с ролью мобильного сотрудника справляются такие типы личности, как stimulation seeker ("постоянно нуждающийся в стимулировании" - экстраверт, мотивируемый контактами с другими людьми), tough survivor ("крепкий орешек") - эмоционально стабильный человек с низким уровнем невротизма и повышенной способностью справляться с возникающими проблемами, curious explorer ("любознательный исследователь") - творческая личность, открытая новым идеям и новому опыту.
Также среди мотивированных к мобильному труду - такие психологические типы, как independent decision-makers ("вольные пташки") - независимые личности, любящие работать самостоятельно при максимальном доверии и минимальном контроле, и, конечно, disciplined achievers ("дисциплинированные, добивающиеся успеха люди").
Конечно, хороший менеджер должен формировать этику мобильной работы в своей организации и регулярно общаться с мобильными сотрудниками - как лично, так и по видеосвязи, сотовым телефонам. В связи с этим мобильным сотрудникам необходимо предоставить такой же доступ к коммуникационным ресурсам, как и офисным работникам.
Чтобы у мобильных сотрудников не воз никало чувства изоляции (что, в свою очередь, может снизить их мотивацию), имеет смысл обеспечивать им возможность быть на виду в своем коллективе. Важно предоставлять сотрудникам различные формы общения с коллегами, например, с использованием технологии мгновенных сообщений и приложений с учетом присутствия, формирующих у мобильных сотрудников ощущение причастности к корпоративной жизни компании. В этом плане особенно эффективны видеоприложения, позволяющие мобильным сотрудникам виртуально общаться с коллегами в офисе.
Любопытно, что в ходе исследования существенно различные культурные стратегии использования мобильных сотрудников были выявлены даже на территории такого "гомогенного" региона, как Западная Европа. Отношение к мобильной работе на севере и юге Европы заметно разнится. Если в Нидерландах к категории мобильных сотрудников относится 46% трудоспособного населения (в Финляндии - 45%), то в Испании этот показатель составляет 17%, а в Португалии и того меньше - всего 8%. В определенной степени эти различия объясняются разным уровнем "сетевой готовности". Другими словами, разным уровнем готовности тех или иных стран к использованию преимуществ информационных и коммуникационных технологий. Но немаловажную роль играют и особенности культурного характера.
К сожалению, в России число мобильных сотрудников пока ограничено. В основном к этой категории относятся руководители высшего и среднего звена, а также специалисты, работающие с доставкой товаров, обновлением торговых позиций в супермаркетах и т.д. То есть доли процента от всего экономически активного населения. Серьезному развитию мобильного трудоустройства мешает слабое проникновение интернета - не более 30 млн. российских граждан имеют доступ к глобальной сети, а скоростных каналов доступа на конец 2007 года будет организовано в 10 раз меньше - всего 3,7 млн. линий. Однако рост количества мобильных работников можно прогнозировать в связи с увеличением числа абонентов операторов сотовой связи, использующих скоростной доступ к сети интернет б ез проводов. Сейчас это пользователи оператора "Скай Линк", в 2008 году к ним присоединятся абоненты, подключившиеся к сетям 3G операторов "большой тройки" по всей стране. По экспертным оценкам, речь идет о нескольких сотнях тысяч пользователей.