Психологи и логопеды ждут своей участи
В Самарской губернской думе состоялось заседание рабочей группы комитета по образованию и науке. Главной темой заседания стал вопрос о сокращении ставок социальных работников, логопедов и психологов в образовательных учреждениях Самары и Тольятти. Депутаты Самарской губернской думы и представители министерства образования Самарской области вновь вернулись к обсуждению вопроса, поскольку никак не могут придти к общему мнению.
Напомним, что 14 мая на совещании руководителей тольяттинского территориального управления образования было объявлено о сокращении финансирования образовательных учреждений на несколько миллионов рублей. Основанием для этого стало решение Самарской губернской Думы от 27 апреля. Деньги предусматривались на финансирование норматива, и сокращение бюджетных ассигнований напрямую касается социальных педагогов и психологов, работающих в тольяттинских и самарских школах.
С 1998 года на территории Самарской области введено нормативно-подушевое финансирование. В связи с созданием образовательных округов возникла необходимость привести финансирование учреждений в соответствие нормам, принятым на территории всей области. Учитывая, что психологи и социальные педагоги не участвуют в образовательном процессе, то оплата их труда в норматив не входит.
Правительство Самарской области и министерство управления финансов объясняют - это единственная законная мера, поскольку осуществляется нормативное финансирование, а ставки социальных педагогов, психологов и логопедов в нормативах нет. По оценкам юристов, эти ставки по федеральному закону об образовании могут финансироваться лишь за счет субъектов федерации. "В законе четко заложены условия финансирования - есть норматив, стоимость финансирования норматива и численность учащихся. Простое уравнение - мы умножаем норматив на численность и делаем разбивку по муниципальным образованиям", - говорит заместитель министра управления финансами Елена Зябкина. - Финансировать мы можем только при соблюдении этих двух условий. Если численность учащихся сокращается, то по закону мы обязаны сократить финансирование в целях нецелевого использования бюджетных средств.
Что касается необходимости сохранения этих спорных категорий, то со стороны муниципалитетов должны быть представлены доказательства о необходимости нличия таких педагогов в обрзовательных учреждениях, чтобы областной бюджет мог взять на себя их финансирование.
По мнению представителей министерства управления финансами, проблема возникла потому, что при утверждении руководителями школ смет было заложено за счет областного бюджета незаконное сверхнормативное финансирование. Изначально со стороны образовательных учреждений не разобрались в специфике финансирования, и средства областного бюджета отвлекались на полномочия муниципальных образований. Когда было произведено законное сокращение финансирования, школы вынуждены были сократить смету - естественно, за счет сверхнормативного финансирования.
Депутаты выразили свое отношение к ситуации. По их мнению, нужно выходить на федеральный уровень с инициативой о пересмотре нормативов, так как в России нет образовательного стандарта, а есть лишь базовый план.
Все присутствующие согласились с двумя вынесенными решениями рабочей группы - обосновать наличие этих категорий преподавателей в образовательных учреждениях и доработать нормативную базу. Поступило также предложение о создании специализированных центров, в которых могли бы работать психологи и логопеды, но представители министерства образования заявили, что они нужны в первую очередь в школе.
Депутаты и чиновники вернутся к этому вопросу через неделю на следующей рабочей группе. Откладывать нельзя - психологи и логопеды ждут решения своей участи. И заработную плату.