Парадоксы психики. Почему россиянки не хотят иметь детей?
Численность населения России сокращается быстрее, чем в любой другой стране, за исключением Украины. Согласно прогнозам ООН, к середине нынешнего века численность населения Йемена будет превосходить численность населения РФ, пишет "La Vanguardia" (перевод Иносми.ру)Возможно, подобное утверждение несколько преувеличено, тем не менее, существуют и два других, подтверждающих эти прогнозы, фактора: численность населения России не просто сокращается, происходит структурное изменение его состава. От 12% до 18% жителей (точные данные неизвестны) России - мусульмане, и в их среде отмечается высокий уровень рождаемости. К середине 21 века каждый четвертый россиянин будет мусульманином и начнет выдвигать соответствующие политические требования. Концентрация мусульманского населения присутствует на Кавказе и в Поволжье, а в Москве азербайджанцев больше, чем в самом Баку.
Великая Москва превратилась в один из крупнейших городских конгломератов и, в то же время, в гигантскую дорожную пробку. Но вполне возможно, что есть и другая причина, по которой так сложно искать способы остановить тенденцию снижения численности населения. В последнее время был созван ряд экстренных совещаний, на которых велись поиски путей решения названной проблемы. Российское правительство объявило, что направит 40 миллиардов рублей на увеличение уровня рождаемости в стране. Россиянки будут получать ежемесячное пособие в размере 110 долларов на каждого ребенка и единовременную выплату в размере 9000 долларов. Тем не менее, может оказаться, что таких вложений окажется совсем недостаточно.Согласно результатам опросов общественного мнения, половина россиянок не хочет рожать детей, называя среди прочих причин такого решения высокую стоимость жизни. Большинство европейских стран сталкивается с уменьшением численности населения и его старением, но ни в одной из них проблема не стоит настолько остро и серьезно, как в России.
Однажды на солдатах американского миротворческого контингента в Африке поставили такой опыт. Вместо привычных гамбургеров и чипсов солдат стали кормить незнакомой им африканской едой. Причем одной группе эту еду предлагали просто попробовать, а другой приказывали, заставляли ее есть. Через некоторое время одни солдаты африканскую кухню полюбили, стали нахваливать и еще добавки просить. И это были не те солдаты, которым еду предлагали попробовать добровольно, а те, которые сначала ели по приказу.
Эту историю рассказал на круглом столе, прошедшем накануне 8 марта в РИА "Новости", заведующий кафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ профессор Анатолий Антонов. Круглый стол назывался "Женщины и демография: помогут ли только деньги". Обсуждалась проблема депопуляции России. Дискуссия получилась неожиданно увлекательной. Участвовавшие в круглом столе чиновники, врачи и ученые-демографы, совершенно переругавшись, выяснили, что женщины не желают рожать детей не из-за бедности. И даже не из-за того, что девальвированы семейные ценности. А просто они не хотят признавать, что подверглись принуждению.
По данным демографов, российская женщина за свою жизнь рожает в среднем 1,3 ребенка, и это означает, что каждые 30-40 лет население страны будет неминуемо сокращаться вдвое, пишут «Ведомости». Против необходимости бороться с депопуляцией никто из присутствовавших не возражал. Однако же методы предлагались, как и следовало ожидать, разные. Руководитель лаборатории клинической эмбриологии Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Леонид Кузьмичев настаивал на том, что необходимо снизить детскую смертность, и для этого достаточно просто как следует финансировать акушерство. Всяческие разговоры про увеличение рождаемости доктор отвергал как демагогические: "Не надо женщинам рожать по три-четыре ребенка. Достаточно двух. Достаточно нам простого воспроизводства населения, пусть нас как было сто сорок миллионов, так и будет". "Послушайте, - возражал профессор Антонов, - это же азы демографии. Для простого воспроизводства населения женщина должна рожать не двух детей, а две целых шесть десятых ребенка!"
Профессор Вишневский пытался объяснить, что ситуация с рождаемостью может быть скорректирована в том случае, если государство правильно понимает, что такое современная семья. Не нужно, по словам Вишневского, пытаться придумывать меры поддержки мифических домохозяек. Надо понимать, что в современной семье женщина, как правило, работает. Многие женщины не рожают детей не потому, что разрешены аборты, и не потому, что им не хватает на детей денег, а потому, что детей некуда девать. Следовательно, наличие, доступность и хорошее качество детских садов сильнее влияют на демографическую ситуацию, чем любые пособия матерям.
А профессор Антонов сказал, что для исправления демографической ситуации в России недостает главного - желания женщин иметь детей. Антонов даже объяснил, почему они этого не хотят. Профессор рассказал о теории когнитивного диссонанса, которая описывает, как формируются у людей желания, и оказывается, что желания формируются довольно парадоксально. По словам Антонова, психика человека, насильственно принуждаемого к чему-нибудь, защищается. Человек не хочет признавать, что подвергся насилию и что его достоинство было унижено. И потому человек думает, будто он и сам всегда хотел того, к чему его принудили, то есть принуждения как бы и не было.
"Российская женщина, - резюмировал Антонов, - принуждена была советской властью работать и иметь мало детей. И теперь, чтобы не чувствовать себя униженной, сама верит, будто хотела этого".