Психология и возраст — ребёнок от 1,5 месяца до полугода
В первом полугодии от рождения у ребёнка быстро развиваются все воспринимающие системы, а также разные типы голосовых реакций, и всё это благодаря общению с взрослыми, которые дарят малышу всё новые, в том числе и речевые впечатления. Для психического развития ребёнка важно, чтобы его общение с родителями было наполнено положительными качествами. С этого периода матери уже легче понять состояние своего ребенка, хорошо ему или плохо, так как во время ухода за ним малыш уже гукает, кряхтит и улыбается.
С 1,5 месяца ребёнок явно предпочитает положение на руках пассивному лежанию на спине. И это нормально, поскольку в кроватке ребёнок не развивается психически. При ношении малыша на руках не стоит забывать о нагрузке на его неокрепший позвоночник, а также об эмоциональном аспекте, пока ваш ребёнок у вас на руках не стоит с кем-то конфликтовать и злиться. На руках ребёнок удовлетворяет свою потребность в впечатлениях, он больше видит и слышит. Если ребёнка с 1,5 месяца не берут на руки, то его умственному развитию наносится невосполнимый удар. Будьте для своего ребёнка сказочными волшебниками, удивляйте его, надуйте мыльные пузыри, покажите как из водопроводного крана льётся вода, как зажигается и гаснет в комнате свет, пусть для вас это обыденные вещи, но для ребёнка это чудеса. Вы увидите как широко распахнёт в удивлении свои глазки ваш малыш, а если ребёнок в этом возрасте способен на удивлении значит в будущем он будет умным.
Важным событием первого полугодия в развитии ребёнка является появление акта захвата объекта рукой, поэтому на третьем месяце ручки младенца должны быть всегда свободными.
В эмоциональном развитии ребёнка происходят следующие изменения. В 10—12 недель родители отмечают проявления у ребёнка гнева, который выражается в требовательном крике, через неделю, другую этот крик уже сопровождается плачем, а ещё через некоторое время ребёнок уже начинает капризно хныкать. Это уже проявление характера, теперь ребёнка уже можно воспитывать, объясняя, что в его поведении допустимо, а что нет. Строгое «нельзя» без криков и оскорблений — важнейшее средство против избалованности, истеричности ребёнка в будущем. Однако методом воспитания недопустимо выбирать игнорирование крика или плача ребёнка. Конечно если вы будете постоянно оставаться безучастны к зову вашего ребёнка и подходить к нему только тогда, когда вам удобно, то вскоре он перестанет вас звать. Он будет тихим и спокойным, он замолкнет как детёныш зверя, потерявший свою мать и всякую надежду на спасения. В душе вашего ребёнка навсегда поселиться страх, который будет парализовать его всю жизнь, превращая его в раба и неврастеника.
В 2—3 месяца ребёнок начинает производить различные звуки, а к концу третьего воркует неудержимо, радостно, веселя и себя и окружающих, таким образом он выражает свою основную потребность — потребность в общении.
В 9—12 месяцев ребёнок в ответ на ласку порадует родителей смехом.
Трехмесячный ребёнок уже окончательно выделяет мать из окружения, узнаёт её в лицо.
С 3,5 месяца малютка научиться плакать при утомлении, хорошо если мать научиться отличать такой плач от голодного.
Четвертый месяц проходит тихо и незаметно, особых скачков развития нет, общение матери и ребёнка уже налажено хорошо. Ребёнок много воркует, издаёт громкие звуки, радуясь, выражая свою любовь к матери. Плач же его возникает в основном в ответ на нерадивое поведение родителей: нарушение режима, суетливость, нервозность.
Можно также отметить, что с этого возраста стоит избегать чрезмерного сюсюканья и причитания, в стиле: «Ах ты мой маленький, ах ты мой бедненький». У вас здоровый и счастливый малыш, не надо жалеть его как будто больного и несчастного, иначе вскоре он сам так начнёт к себе относиться, будет чрезмерно капризным и требовательным.
К концу четвертого месяца ребёнок начинает смеяться заливисто и заразительно, также отмечается более длительное зрительное сосредоточение, более разнообразное воспроизведение звуков. А ещё у ребёнка появляется новая поза лежа на животе с опорой на предплечья.
К 5—5,5 месяцев ребёнок сосредотачивается и захватывает ручкой игрушку или другой предмет. Овладение произвольным захватыванием предмета такой же важный этап развития, как и начало ходьбы. Важно и то как долго ребёнок занимается с игрушкой — тут же отбросит или будет изучать её некоторое время. Второе предпочтительнее, таким образом формируется усидчивость.
Раньше малыш смотрел на то, что ему предложат, а с пяти месяцев он сам выбирает объект своего внимания. Проявляет повышенный интерес к окружающему миру, узнаёт близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Возрастает у малыша и интерес к игрушкам.
С шести месяцев ребёнок всё больше и больше развивается эмоционально. Теперь вы можете видеть как богаты его эмоции, как ярко они проявляются: он радуется завладев каким-нибудь предметом и обижается, если у него отняли игрушку или не слушаются его, не обращают внимания, огорчается если что-то у него не получается. Так же малыш вполне адекватно воспринимает эмоции окружающих, с этого времени общение с вашим ребёнком станет для вас всё увлекательнее и увлекательнее день ото дня.