Люди, которые остаются в сердце
В годы учебы и даже на протяжении вашей последующей жизни были ли такие люди, которых вы никогда не сможете забыть?
Рассказывая о себе, я уже упоминал дорогих и близких мне людей (я имею в виду не только своих родителей: мать, Агриппину Кузьминичну, и отца, Алексея Ивановича), имена которых я пронесу через всю жизнь: Колпаков Александр Михайлович, академик Боголюбов Николай Николаевич. Это люди, которые вывели меня на дорогу науки. Безусловно, хороших людей на моем жизненном пути встретилось значительно больше, но я выделил наиболее близких моему сердцу. Хочу назвать также профессора Московского университета Анатолия Александровича Власова. Это была сложная, противоречивая, порою эксцентричная личность. Сейчас, с высоты прожитого, я начинаю понимать этого человека, которым мы, 15—20 теоретиков-физиков в МГУ, просто восхищались. Возвращаясь к Боголюбову, хочу сказать, что это один из крупнейших физиков-теоретиков современности, человек блестящего и глубокого ума. Первая научная работа была опубликована им в возрасте 14 лет.
Бывают категоричные люди — категоричные в своих мнениях и по отношению к другим. Боголюбов же никогда не спешит с выводами: он пристально следит за каждым новым ростком мысли и дает ей возможность проявиться до конца. Вот уж кто абсолютно лишен догматизма. Николай Николаевич часто шутит: «Главное, чтобы у человека были идеи, а математическую строгость всегда можно «навести»».
Перевозчик «Белтрансвейс» эффективно организует перевозки негабаритных грузов любой сложности. Мы располагаем собственным современным автопарком в 140 единиц, соответствующих экологическому стандарту Евро-5. Сотрудники нашего предприятия – профессионалы своего дела.
В 1951 году я наконец закончил университет и... тут же со студенческой скамьи пересел на аспирантский стул. Рекомендовал меня в аспирантуру профессор Я.П. Терлецкий. Моя диссертация была связана с проблемой космических лучей — в то время малоизвестная область. Диссертацию я защитил в 1953 году и стал кандидатом физико-математических наук. После этого начал работать ассистентом на кафедре теоретической физики, которой заведовал Николай Николаевич Боголюбов. К этому моменту у меня за плечами было уже восемнадцать лет учебы, но я и сейчас считаю Н.Н. Боголюбова своим основным учителем. В жизни человека немало учителей, но есть среди них главные. Под влиянием академика Боголюбова сформировалось мое научное мировоззрение, вырабатывался метод и подход к исследованиям.
Конечно, физическая наука и каноны буддизма не имеют ничего общего, но значимость учителя и в том, и в другом случае совершенно одинакова. Моим главным учителем был второй президент общества Сока гаккай — Дзесей Тода. С 19 до 30 лет, до самой кончины Тода-сэнсэя, я у него учился. Это был очень суровый, но и очень проницательный великий Учитель. Не будет преувеличением сказать, что всем, что я сегодня из себя представляю, я обязан Тода-сэнсэю.
Я вел на кафедре семинары по теоретической и квантовой механике; это была, так сказать, моя основная работа, но по-прежнему оставалось стремление к новым знаниям. Я доучивался. На кафедре теоретической физики я проработал до 1956 года.
В 1956 году Тода-сэнсэй стал вторым президентом Сока гаккай («Общество установления ценностей») которое с этого времени начинает активно развиваться.
В этот год под Москвой в городе Дубне организовывался Объединенный институт ядерных исследований. Лабораторию теоретической физики в Объединенном институте возглавил академик Н.Н. Боголюбов, который и пригласил меня на должность своего заместителя. В 1963 году я получил новое назначение. Тогда строился крупнейший в мире ускоритель (70 Гэ В.) под Серпуховом в поселке Протвино, где мне предложили должность директора Институт физики высоких энергий.
В то время мне было поручено не только создать новый научно-исследовательский институт, но, по существу, построить новый город, в котором можно было бы обеспечить жилье, работу, исследования. Сама жизнь выдвигала передо мной самые различные требования, в определенном плане все это обогатило меня. Конечно, это было для меня новым делом. Но жизнь есть жизнь. И вопросы, которые ставит жизнь, должны решаться успешно. Более того, они должны решаться как можно скорее. Потому что первоочередной задачей нашего социалистического строя является забота о людях. Именно это служило гарантией успеха в моей работе.
Самым важным для продвижения вперед, для успеха какого-либо дела является единство. Святой Нитирэн в своем поучении называет это «единой душой в разных телах». Под разными, отличными друг от друга телами подразумеваются люди, каждый из которых имеет свои способности. Единство возможно при едином понимании цели, и этой целью, объединяющей десятки тысяч людей, должно быть только уважение человеческого достоинства, забота о том, что сделать, чтобы общество, в котором мы живем, стало лучше.
С 1974 года до сего времени я являюсь научным руководителем Института физики высоких энергий в Протвино. В 1972 году я стал академиком.
Ваша специальность — физика элементарных частиц. Почему вы выбрали эту область?
Основные мои работы связаны с квантовой теорией поля и физикой элементарных частиц. Мне нередко задают вопросы, почему я избрал своей профессией физику высоких энергий. Я уже упоминал, что меня всегда интересовал крайний рубеж познания человечеством природы, еще не решенные, но уже поставленные вопросы.