• https://www.leomebel.ru купить торговые экономпанели. |
Вассерман Л.И. (в
модификация В. В. Бойко), Методика диагностики уровня социальной фрустрированности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности
Л. И. Вассермана (в
модификация В. В. Бойко)
Ниже
предлагается опросник, который фиксирует степень
неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах
жизнедеятельности. Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подходящий ответ. 1 – полностью удовлетворен; 2 – скорее удовлетворен; 3 – затрудняюсь ответить; 4 – скорее не удовлетворен; 5 – полностью не удовлетворен.
Обработка данных. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее неудовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4. Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведение числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу; 2) подсчитать сумму этих произведений; 3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20). В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт. Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности: 3,5–4 балла: очень высокий уровень фрустрированности; 3,0–3,4: повышенный уровень фрустрированности; 2,5–2,9: умеренный уровень фрустрированности; 2,0–2,4: неопределенный уровень фрустрированности; 1,5–1,9: пониженный уровень фрустрированности; 0,5–1,4: очень низкий уровень; 0–0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности. Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков: личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Во всяком случае, разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолевать неадекватность эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму; для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная. Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, т. е. психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов. Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом. В свою очередь, устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются; а)органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие; б)дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами; в)внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы; г)соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности. Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т.п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности. Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами. |