На главную

Рокич М., Методика "Ценностные ориентации"


МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
·         терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
·         инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Инструкция для работы с карточками:
"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию"
Инструкция для работы с таблицами:
"Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".




МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Бланк тестируемого________________
Список А (терминальные ценности)
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
 
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
 
– здоровье (физическое и психическое);
 
– интересная работа;
 
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
 
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
 
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
 
– наличие хороших и верных друзей;
 
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
 
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
 
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
 
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
 
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
 
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
 
– счастливая семейная жизнь;
 
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
 
– творчество (возможность творческой деятельности);
 
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
 
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
 
– воспитанность (хорошие манеры);
 
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
 
– жизнерадостность (чувство юмора);
 
– исполнительность (дисциплинированность);
 
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
 
– непримиримость к недостаткам в себе и других;
 
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);
 
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
 
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
 
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
 
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
 
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
 
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
 
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
 
– честность (правдивость, искренность);
 
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
 
– чуткость (заботливость).