|
Оценка нервно-психического
напряжения, астении, сниженного настроения
Вводные замечания. Данное задание посвящено изложению психологических методов
качественно-количественной оценки показателей психических состояний, наиболее
часто встречающихся в работе практического психолога. Прикладное значение
предлагаемых методов заключается в том, что продуктивность деятельности
человека во многом зависит от характера и степени выраженности того
психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность. В
задание включены методики измерения степени выраженности нервно-психического
напряжения (НПН), шкала астенического состояния (ШАС) и шкала состояния
сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС).
Нервно-психическое напряжение является особым видом
психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его
жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлекающий в себя
различные уровни нервно-психической и соматофизиологической организации человека,
сопровождается как положительно, так и отрицательно окрашенными
переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его
работоспособности.
Под термином “астеническое состояние”, или “снижение
психической активации”, понимается психическое состояние, характеризующееся
общей, и прежде всего психической, слабостью, повышенной истощаемостью,
раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов,
расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими
нарушениями.
Сниженное, или субдепрессивное, настроение
характеризуется снижением активности психической деятельности, психомоторики,
нарушениями сна, вегетативно-соматических функций, склонностью к повышению
артериального давления, снижением социальной активности и общения человека.
Опыт
1
Цель.
Измерение степени выраженности состояния нервно-психического напряжения.
Оснащение опыта. Опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А.
Немчиным (см. прил. 12.4.1). Опросник представляет собой перечень признаков
нервно-психического напряжения, составленный по данным
клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик
этого состояния, разделенных на три степени выраженности.
Порядок работы. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном
и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.
Инструкция испытуемому: “Заполните, пожалуйста, правую часть бланка,
отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям
вашего состояния в настоящее время”.
Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет
набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку “+”,
поставленную испытуемым против пункта “а”, начисляется 1 балл, против пункта
“б” – 2 балла и против пункта “в” – 3 балла. Минимальное количество баллов,
которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное – 90. Диапазон
слабого, или детензивного, нервно-психического напряжения располагается в
промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного, – от 51 до 70
баллов и чрезмерного, или экстенсивного, – от 71 до 90 баллов. Полученные
таким образом данные заносятся в протокол (форма 54).
Опыт
2
Цель.
Измерение степени выраженности астенического состояния.
Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л.Д. Малковой и
адаптированная Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических
наблюдений и Известного опросника MMPI
(см. прил. 12.4.2). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих
характеристики астенического состояния.
Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опыта 1.
Инструкция испытуемому: “Внимательно прочитайте каждое предложение и,
оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак
плюс в одну из четырех граф в правой части бланка”.
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится
подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак “+”,
стоящий в графе “нет, неверно”, начисляется 1 балл, в графе “пожалуй, так” –
2 балла, в графе “верно” – 3 балла и в графе “совершенно верно” – 4 балла.
Весь диапазон шкалы, таким образом, включает от 30 до 120 баллов.
Статистические данные, полученные на 300 здоровых
испытуемых, показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47
балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за “отсутствие
астении”, то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона.
БЛАНК ТЕСТИРУЕМОГО
Фамилия, имя,
отчество________________________________________________
Дата__________________________________Возраст________________________
Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная
нестрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением
ответственного и сложного задания, после задания и
т.д.)__________________________________
Оценка психического состояния
Показатель
|
Оценка, баллы
|
Разновидность, степень
выраженности состояния
|
Нервно-психическое напряжение
|
|
|
Астеническое состояние
|
|
|
Настроение
|
|
|
1-й диапазон
– от 30 до 50 баллов – “отсутствие астении”, 2-й диапазон – от 51 до 75
баллов – “слабая астения”, 3-й диапазон – от 76 до 100 баллов – “умеренная
астения” и 4-й диапазон – от 101 до 120 баллов – “выраженная астения”.
Таким образом, результаты каждого испытуемого
предполагают одну из четырех степеней выраженности астении. В соответствующих
графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале
астении и степень ее выраженности.
Опыт
3
Цель.
Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии.
Оснащение опыта. Шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС), основанная на
опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой (см. прил. 12.4.3). Шкала
включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного
настроения – субдепрессии.
Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опытов 1 и 2.
Инструкция испытуемому: “Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже
предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в
зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время”.
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится
подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 “прямых” (1,
3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 “обратных” вопросов (2, 5,
6,11,12,14,16,17,18 и 20).
Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов.
“Обратные” ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с
прорезями (см. прил. 12.4.4), накладываемого на заполненный испытуемым
тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы,
набранные испытуемым по “прямым” и “обратным” ответам, суммируются, и
полученная таким образом “сырая” оценка переводится в шкальную при помощи
формулы
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых,
указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ±
5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов –
лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов –
незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69
баллов – значительное снижение настроения и выше 70 баллов – глубокое
снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Таким образом, результаты каждого испытуемого
соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные
данные записываются в протокол занятия (форма 54) с указанием как количества
набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Основные направления анализа данных,
полученных при помощи любой из вышеперечисленных методик, состоят в
сопоставлении их с показателями других психологических характеристик
испытуемых; в поисках корреляций, основных факторов и закономерностей
развития состояний нервно-психического напряжения, астении и сниженного
настроения, а также в нахождении связей между характеристиками психических
состояний и особенностями психических процессов и свойств личности. Особыми
аспектами анализа являются исследование влияния изучаемых психических
состояния на деятельность человека, в частности на ее продуктивность и
эффективность, и установление закономерных связей с психофизиологическими,
клинико-психологическими, анамнестическими и другими характеристиками
испытуемого.
Опросник нервно-психического
напряжения (НПН)
Номер
признака
|
Содержание признака
|
Отметка
испытуемого
|
1
|
Наличие физического дискомфорта:
|
|
|
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических
ощущений
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не
мешающие работе
в) наличие большого количества неприятных физических
ощущений, серьезно мешающих работе
|
|
2
|
Наличие болевых ощущений:
|
|
|
а) полное отсутствие каких-либо болей
б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро
исчезают и не мешают работе
в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно
мешающие работе
|
|
3
|
Температурные ощущения:
|
|
|
а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении
температуры тела
б) ощущение тепла, повышения температуры тела
в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство
“озноба”
|
|
4
|
Состояние мышечного тонуса:
|
|
|
а) обычный мышечный тонус
б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство
некоторого мышечного напряжения
в) значительное мышечное напряжение, подергивания
отдельных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор)
|
|
5
|
Координация движений:
|
|
|
а) обычная координация движений
б) повышение точности, легкости, координированности
движений во время письма, другой работы
в) снижение точности движений, нарушение координации,
ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих
высокой точности
|
|
6
|
Состояние двигательной активности в целом:
|
|
|
а) обычная двигательная активность
б) повышение двигательной активности, увеличение
скорости и энергичности движений
в) резкое усиление двигательной активности,
невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить,
изменять положение тела
|
|
7
|
Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:
|
|
|
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны
сердца
б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающие
работе
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца –
учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в
сердце
|
|
8
|
Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:
|
|
|
а) отсутствие каких-либо
неприятных ощущений в животе
б) единичные, быстро
проходящие и не мешающие работе ощущения в животе – подсасывание в
подложечной области, чувство легкого голода, периодическое “урчание”
в) выраженные неприятные
ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды
|
|
Номер
признака
|
Содержание признака
|
Отметка
испытуемого
|
9
|
Проявления со стороны органов дыхания:
|
|
|
а) отсутствие каких-либо ощущений
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие
работе
в) значительные изменения дыхания – одышка, чувство
недостаточности вдоха, “комок в горле”
|
|
10
|
Проявления со стороны выделительной системы:
|
|
|
а) отсутствие каких-либо изменений
б) умеренная активизация выделительной функции – более
частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности
воздержаться (терпеть)
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом,
трудность или даже невозможность терпеть
|
|
11
|
Состояние потоотделения:
|
|
|
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений
б) умеренное усиление потоотделения
в) появление обильного “холодного” пота
|
|
12
|
Состояние слизистой оболочки полости рта:
|
|
|
а) обычное состояние без каких-либо изменений
б) умеренное увеличение слюноотделения
в) ощущение сухости во рту
|
|
13
|
Окраска кожных покровов:
|
|
|
а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук
б) покраснение кожи лица, шеи, рук
в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей
рук “мраморного” (пятнистого) оттенка
|
|
14
|
Восприимчивость, чувствительность к внешним
раздражителям:
|
|
|
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная
чувствительность
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним
раздражителям, не мешающее работе
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость,
фиксация на посторонних раздражителях
|
|
15
|
Чувство уверенности в себе, в своих силах:
|
|
|
а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих
способностях
б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи,
провала
|
|
16
|
Настроение:
|
|
|
а) обычное настроение
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема,
приятного удовлетворения работой или другой деятельностью
в) снижение настроения, подавленность
|
|
17
|
Особенности сна:
|
|
|
а) нормальный, обычный сон
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями
сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне
|
|
18
|
Особенности эмоционального состояния в целом:
|
|
|
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и
чувств
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую
работу, “азарт”, активное желание действовать
в) чувство страха, паники, отчаяния
|
|
Номер
признака
|
Содержание признака
|
Отметка
испытуемого
|
19
|
Помехоустойчивость:
|
|
|
а) обычное состояние без
каких-либо изменений
б) повышение помехоустойчивости
в работе, способность работать в условиях шума и других помех
в) значительное снижение
помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях
|
|
20
|
Особенности речи:
|
|
|
а) обычная речь
б) повышение речевой
активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее
качества (логичности, грамотности и др.)
в) нарушения речи – появление
длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание,
слишком тихий голос
|
|
21
|
Общая оценка психического
состояния:
|
|
|
а) обычное состояние
б) состояние собранности,
повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус
в) чувство усталости,
несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса в)
нарушения речи – появление длительных пауз, запинок, увеличение количества
лишних слов, заикание, слишком тихий голос
|
|
22
|
Особенности памяти:
|
|
|
а) обычная память б) улучшение
памяти – легко вспоминается то, что нужно в) ухудшение памяти
|
|
23
|
Особенности внимания:
|
|
|
а) обычное внимание без
каких-либо изменений б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение
от посторонних дел в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на
деле, отвлекаемость
|
|
24
|
Сообразительность:
|
|
|
а) обычная сообразительность б)
повышение сообразительности, хорошая находчивость в) снижение
сообразительности, растерянность
|
|
25
|
Умственная работоспособность:
|
|
|
а) обычная умственная
работоспособность б) повышение умственной работоспособности в) значительное
снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость
|
|
26
|
Явления психического дискомфорта:
|
|
|
а) отсутствие каких-либо
неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом б) чувство
психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные,
слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления в) резко
выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе
нарушения со стороны психики
|
|
27
|
Степень распространенности
(генерализованность) признаков напряжения:
|
|
|
а) единичные, слабо выраженные
признаки, на которые не обращается внимание б) отчетливо выраженные
признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив,
способствующие ее продуктивности в) большое количество разнообразных
неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны
различных органов и систем организма
|
|
28
|
Частота возникновения состояния
напряжения:
|
|
|
а) ощущение напряжения не
развивается практически никогда
|
|
|
б) некоторые признаки
напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций в)
признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то
причин
|
|
29
|
Продолжительность состояния
напряжения:
|
|
|
а) весьма кратковременное, не
более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная
ситуация б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в
условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается
вскоре после ее окончания в) весьма значительная продолжительность
состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени
после сложной ситуации
|
|
30
|
Общая степень выраженности
напряжения:
|
|
|
а) полное отсутствие или весьма
слабая степень выраженности б) умеренно выраженные, отчетливые признаки
напряжения в) резко выраженное, чрезмерное напряжение
|
|
|
|
£=
|
Шкала астенического состояния (ШАС)
Номер
признака
|
Содержание
признака
|
Нет,
неверно
|
Пожалуй,
так
|
Верно
|
Совершенно
верно
|
1
|
Я работаю с большим напряжением
|
|
|
|
|
2
|
Мне трудно сосредоточиться на
чем-либо
|
|
|
|
|
3
|
Моя половая жизнь не
удовлетворяет меня
|
|
|
|
|
4
|
Ожидание нервирует меня
|
|
|
|
|
5
|
Я испытываю мышечную слабость
|
|
|
|
|
6
|
Мне не хочется ходить в кино
или в театр
|
|
|
|
|
7
|
Я забывчив
|
|
|
|
|
8
|
Я чувствую себя усталым
|
|
|
|
|
9
|
Мои глаза устают при длительном
чтении
|
|
|
|
|
10
|
Мои руки дрожат
|
|
|
|
|
1)
|
У меня плохой аппетит
|
|
|
|
|
12
|
Мне трудно быть на вечеринке
или в шумной компании
|
|
|
|
|
13
|
Я уже не так хорошо понимаю
прочитанное
|
|
|
|
|
14
|
Мои руки и ноги холодные
|
|
|
|
|
15
|
Меня легко задеть
|
|
|
|
|
16
|
У меня болит голова
|
|
|
|
|
17
|
Я просыпаюсь утром усталым и
неотдохнувшим
|
|
|
|
|
18
|
У меня бывают головокружения
|
|
|
|
|
19
|
У меня бывают подергивания мышц
|
|
|
|
|
20
|
У меня шумит в ушах
|
|
|
|
|
21
|
Меня беспокоят половые
|
|
|
|
|
|
вопросы
|
|
|
|
|
22
|
Я испытываю тяжесть в голове
|
|
|
|
|
23
|
Я испытываю общую слабость
|
|
|
|
|
24
|
Я испытываю боли в темени
|
|
|
|
|
25
|
Жизнь для меня связана с
напряжением
|
|
|
|
|
26
|
Моя голова как бы стянута
обручем.
|
|
|
|
|
27
|
Я легко просыпаюсь от шума
|
|
|
|
|
28
|
Меня утомляют люди
|
|
|
|
|
29
|
Когда я волнуюсь, то покрываюсь
потом
|
|
|
|
|
30
|
Мне не дают заснуть беспокойные
мысли
|
|
|
|
|
|
|
£=
|
|
|
|
Шкала сниженного настроения –
субдепрессии (ШСНС)
Номер
признака
|
Содержание
признака
|
Нет,
неверно
|
Пожалуй,
так
|
Верно
|
Совершенно
верно
|
1
|
Я чувствую подавленность, тоску
|
|
|
|
|
2
|
Утром я чувствую себя лучше
всего
|
|
|
|
|
3
|
У меня близко слезы
|
|
|
|
|
4
|
У меня плохой ночной сон
|
|
|
|
|
5
|
У меня аппетит не хуже обычного
|
|
|
|
|
6
|
Мне приятно общаться
|
|
|
|
|
|
с привлекательными женщинами
(мужчинами)
|
|
|
|
|
7
|
Я теряю в весе
|
|
|
|
|
8
|
Меня беспокоят запоры
|
|
|
|
|
9
|
Мое сердце бьется быстрее, чем
обычно
|
|
|
|
|
10
|
Я устаю без всяких причин
|
|
|
|
|
11
|
Я мыслю так же ясно, как и
всегда
|
|
|
|
|
12
|
Мне легко делать то, что я умею
|
|
|
|
|
13
|
Я чувствую беспокойство и не
могу усидеть на месте
|
|
|
|
|
14
|
Я надеюсь на будущее
|
|
|
|
|
15
|
Я более раздражителен, чем
обычно
|
|
|
|
|
16
|
Мне легко принимать решения
|
|
|
|
|
17
|
Я чувствую, что полезен и
необходим
|
|
|
|
|
18
|
Я живу достаточно полной жизнью
|
|
|
|
|
19
|
Я чувствую, что другим людям
станет лучше, если меня не будет
|
|
|
|
|
20
|
Меня и сейчас радует то, что
радовало всегда
|
|
|
|
|
|
|
£ =
|
|
|
|
|