В нашей компании труба гост 633-80 в широком ассортименте и по низким ценам.


На главную

Вопросы к экзамену по общей психологии

Лекции, шпаргалки
Объект и предмет изучения психологии и педагогических наук
Объект изучения психологии – психика.
Психика – внутренний субъективный мир человека, который возникает в ходе активного отражения внешнего мира в виде образов, мыслей, чувств. Свойство мозга отражать окружающую действительность.
Содержанием психики выступают образы реальных предметов, которые являются индивидуальными. Материалистическое понимание психики выражается в том, что она рассматривается как явление вторичное, производное от материи.
Предмет психологии – конкретные факты психической жизни, закономерности и механизмы психики.
Академик В.В.Краевский считает, что объект изучения педагогики это педагогическая деятельность, т.е. воспитание и обучение.
Предмет педагогики – воспитание и обучение человека на всех возрастных этапах его развития как сознательно и целенаправленно организованный процесс. Цель воспитания – формирование личности, соответственно требованиям личности.

Отрасли современной психологии и педагогики
Общая педагогика включает: 1)общую теорию 2)дидактику 3)теорию воспитания
Отрасли психологии:
1)       по видам человеческой деятельности: психология труда, инженер. психология, медицинская психология, юридическая психология, военная, педагогическая и т.д.
2)       в зависимости от аспекта развития: возрастная психология, психология аном.развития.
Отрасли педагогики:
1)Дошкольная, 2)школьная, 3)педагогика профессионального технического обучения, 4)педагогика высшей школы, 5)педагогика непрерывного образования, 6)история педагогики, 7)предмет методики обучения, 8)специальная педагогика

Методы псих. исследований

Организационные

  1. сравнительный
  2. метод поперечных срезов
  3. лонгитюдный (продольных срезов)
Эмпирические методы (связаны с практическим опытом)
  1. наблюдение
  2. самонаблюдение
  3. эксперимент
  4. психодиагностический (тесты)
  5. анализ продуктивной деятельности
  6. биографический (дневник)

Методы психологической коррекции

1.       аутотренинг (самовнушение)
  1. групповой тренинг (навык общения0
  2. терапевтические воздействия (слов)

Методы обработки данных

  1. коллективный (програм.комп)
  2. качественный (анализ материала)


Методы педагогических исследований

Традиционный метод

  1. наблюдение
  2. беседы
  3. интервью
  4. тестирование
  5. анкетирование
  6. педагогический эксперимент

Инновационные методы

  1. педагогический консилиум
  2. метод рейтинга и самооценки


Структура психики. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Самосознание.
Структурный элемент психики – сознание, самосознание и бессознательное. Существенной особенностью человека является способность определять субъективную картину окружающего мира, представленному ему в форме образов, мыслей и т.д. от самого этого мира. Такое мировосприятие называется осознаваемым. Человек – осознаваемый как бы относит соответствующий  субъективный образ к самому себе и рассматривает как часть своего «Я», отделяя от всего остального как не принадлежащий себе.
Сознание – это особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функции; высший уровень развития психики. Сознание – это осознанное бытие. Сознание изменяется одновременно в 3 направлениях: 1)в историческом плане 2)в онтогенетическом плане 3) в гностическом плане.
Сознание может быть направлено не только на окружающий мир, но и на самого субъекта, в таком случае оно принимает форму самосознания.
Самосознание – это особый, структурный компонент психики, выражающийся в способности человека выделять самого себя как некую самостоятельную и отличную от всего окружающую реальность. Самосознание тесно связано с самооценкой. Образ «Я» - это устойчивая система представлений о себе, на основе которых строятся взаимоотношения с другими.
Психологи фиксируют у человека множество образов «Я», попеременно выступающих на переднем плане самосознания.
1)       реальное «Я» - представление о себе в момент переживания (текущее «Я»).
2)       идеальное «Я» - то, каким субъект должен быть, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.
3)       фантастическое «Я» - то, каким субъект хотел себя видеть, если бы это было возможно.
Осуществляя самооценку, личность ориентируется на референтную группу. Эта группа, идеалы и интересы которой, человек примет.
Механизмы психологической защиты: 1) вытеснение 2) рационализация 3) вымещение 4) компенсация.
Если у человека хорошо развиты механизмы психологической защиты, то это делает неуязвимым по отношению к травмирующим ситуациям и воздействиям. В зоне ясного сознания находятся лишь малая часть одновременно наступающих из внутренней и внешней среды сигналов (автоматизированное действие, интуитивный акт мышления), очень слабые подпороговые ощущения, ответные реакции.
 Бессознательное связано с деятельностью подкорковых структур головного мозга, а сознание с корой больших полушарий головного мозга. В современном научном понимании проблемы бессознательного два направления: 1)психоанализ (рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы), 2) теория неосознаваемой психологической установки, опирается на представление о единстве человеческой личности.

Научные школы психологии 20 века
Психология как наука возникла в 60-е гг.19 века.
Бихевиоризм (наука о знании). Д.Уотсон. Представители объявили предметом психологии – поведение, понимаемое как совокупность из вненаблюдаемых преимущественно двигательных реакций человека.
Гештальтпсихология. Е.Рубин, Келлер. Формируется под влиянием идеализма. Гештальт  (с нем. форма) – целостные, динамические структуры, которые находятся мужду физическим полем и целостным восприятием. Гештальтисты изучают образы (зрительные, осязательные) как самостоятельные феномены – гештальты – образ выступает в виде сущности особого рода, подчинен собственным законам.

Психоанализ. З.Фрейд. Фрейд предложил новую модель учения о личности, в которой выделяет 3 компонента: ОНО(бессознательное), Я и СВЕРХ-Я(носитель моральных стандартов). Требования к Я со стороны ОНО и СВЕРХ-Я несовместимы, что создает невыносимое напряжение, от которого Я спасается с помощью защитных механизмов – вытеснения и сублимации.

Гуманистическая психология. Предметом исследования стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактулизация (явление вырожденное). потребность к самоактулизации несет функции: 1) гуманистическая потребность (т.е. стремление приносить людям добро), 2) развитие своих способностей.
Когнетивизм (от лат. познание). Когнетивисты представляли человеческий организм как систему, занятую активными поисками сведений и переработкой информации. Психика выступает как устройство с фиксированной способностью к преобразованию сигналов (познават.процессы).
Генетическая психология. Ж.Пиаже. Пиаже выдвигает в качестве руководящего методологического принципа психологии генетический метод, подчеркивает, что всякое исследование должно начинаться с изучения развития. Пиаже изучал развитие интеллекта, - с его точки зрения свойство живого организма, формирующееся в процессе материалистических контактов с окружающей средой.


Личность как социокультурная реальность. Индивид. Индивидуальность.
Индивид – в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью.
Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей одна из сторон личности.
Академик А.В.Петровский определяет личность как системное сверхчувственное социальное качество. приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризует уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Личность – системное качество, т.к. охарактеризовать личность можно только увидев ее в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности.
Структура личности:
1)       интериндивидная – сфера ее существования – связи между индивидами, межличностные отношения.
2)       интраиндивидная – личность – свойство, присущее самому субъекту, личностное погружено во внутреннее пространство бытия индивида.
3)       метаиндивидная – каждый индивид воздействует на других. Характеристики индивида можно искать в других. Личность персонализируется в других людях.
Сферы личности: потребностно-мотивационная, волевая и познавательная.

Деятельность как форма соц.бытия человека
Активность – всеобщая характеристика живого в человеческом обществе, имеет своеобразное проявление и называется – деятельность. Сознание формируется и проявляется в деятельности. Любой вид деятельности связан с движениями. Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения называется действием. Различают физические (внешние) и умственные (внутренние) действия.
Исследования Выгодского и Леонтьева показали, что умственные действия формируются вначале как внешние и постепенно переносятся во внутренний план. перевод внешнего действия во внутренний: план – интериоризация. Реализация умственного действия во вне в виде действий с предметом – экстериоризация.
Деятельность – совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную функцию. Цель деятельности – идеальное представление ее будущего результата.



Потребностно-мотивационная сфера личности
Источником активности человека являются потребности. Потребность – испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.
Классификация: 1)по происхождению: естественные и культурные, 2)по характеру предмета потребностей: материальные и духовные.
Мотив – осознанные побуждения к деятельности.
Совокупность потребностей и мотивов, формирующихся и развивающихся в течение жизни составляют потребностно-мотивационную сферу человека.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности называют направленность. Она включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание (влечение к чему–то определенному), стремление (желание + воля), интерес (познавательная форма направленности на предметы), склонность (интерес + воля), идеал (предметная цель, конкретизируемая в образе или представлении), мировоззрение (система философских взглядов на окружающий мир), убеждение (система мотивов, побуждающих поступать в соответствии с мировоззрением).


 Волевая сфера личности
Воля – сознательное регулирование человеком поведения и деятельности. Объективным показателем является препятствие, которое человек преодолевает. Выделяют 2 функции воли: стимулирующая и тормозящая.
По структуре различают волевые действия: простые (постановка цели(1),исполнение(2)) и сложные (возникновение побуждения и осознание цели(1), обсуждение и борьба мотивов(2), принятие решения(3), исполнение(4)).
Все этапы волевого действия пронизывает волевое усилие, переживаемое субъективно человеком, как эмоциональный стресс.
Волевые свойства личности: сила воли, целеустремленность, выдержка, решительность, инициативность, настойчивость.



11.   МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ.
Описано много механизмов психологической защиты. Охарактеризую вкратце основные из них:
1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств.
2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.
3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.
4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.
5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.
6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).
7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально- приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).
8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.
9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).
10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.


12.                  ОЩУЩЕНИЕ. ВИДЫ И СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды ощущений:
· Интеререцептивные ощущения сигнализируют о  состоянии внутренних органов;
· Проприорецептивные ощущения – это сигналы о положении тела в пространстве;
· Эксторецептивные – доводят информацию из внешнего мира
-     Контактные
-     Дистантные
Свойства ощущений:
·  Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующим раздражителям;
·     Контраст – изменение интенсивности и качество ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя;
·     Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений;
·     Синестезия проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой модальности.

13.              ВОСПРИЯТИЕ. ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1.       в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
·         зрительные
·         осязательные
·         вкусовые
·         обаятельные
2.       в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:
·     восприятие пространства
·     восприятие времени
·     восприятие движения
Свойства восприятия:
·     предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;
·     целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;
·  структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;
·     константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;
·     осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему  классу предметов;
·  апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;
·     активность;
·     адекватность.

14.              ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Чувство – переживание в различной форме отношения человека к предметам, явлениям и действительности.
Эмоции – непосредственные, временные переживания какого-либо чувства. Эмоции – это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений в форме переживаний.
Эмоциональная ориентировка в отличие от рациональной является более кратковременное, непроизвольной, плохоосознаваемой, врожденной.
Любая возникаемая у человека эмоция выступает для него как жизненноважный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия, при этом он может даже неосозновывать их истинных причин, однако оставаться уверенным в их правомерности. Уровень личного доверия к эмоциональным сигналам всегда остается максимально высоким.
Функции эмоций:
·     Оценочная – связана с оценкой субъективной зависимости для человека, окружающих предметов, явлений, событий, собственных мыслей;
·     Сигнальная – эмоции, чувства сигнализируют человеку о состоянии его потребностей;
·   Побудительная – эмоции выступают как мощные источники;
·     Коммуникативная – мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям.
По содержания различают следующие виды чувств:
·     Нравственные
·     Эстетические
·     Интеллектуальные.

15.              ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Эмоциональные состояния:
·     Эмоциональный тон – это обобщенная эмоциональная окраска, оценка ситуации. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сводя их  к общему знаменателю: полезно-вредно;
·     Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью, окрашивающее все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение событий для жизни человека. Оно зависит от общего состояния здоровья, от тонуса нервной системы;
·     Аффект – сильная, кратковременная вспышка эмоций, связанная с резким изменением важных для субъекта жизни обстоятельств и сопровождаемые резковыраженными двигательными правлениями, изменениями в функциях внутренних органов;
·     Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Ганс Селье выделял три этапа стресса: мобилизация защитных свойств организма; стабилизация; истощение.
·     Фрустрация (с лат. неудача) – стресс рухнувшей надежды. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями, способна дезорганизовывать сознание.
·     Страсть – это сильное, стойкое всеобхватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

16.              СТРЕСС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Процесс адаптации зачастую бывает сопряжен со стрессом. Стресс, во-первых, представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхождение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых, т.е. воспоминание и переосмысление, продолженное в воображении, и становится причиной нервно-психических расстройств. Во-вторых, стресс — это психологический процесс приспособления к такому состоянию организма, направленный на его самосохранение. Различают несколько видов стресса:
1) физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками;
2) психологический, обусловленный сложными отношениями с окружающими;
3) информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;
4) управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых решений, особенно в условиях недостатка времени;
5) эмоциональный, проявляющийся в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости.
Основными источниками стрессовых ситуаций принято считать:
во-первых, особенности трудового процесса (ритм, напряженность, однообразие, монотонность, отсутствие необходимых перерывов и т.п.);
во-вторых, положение индивида в организации (высокое обычно связано со значительными нервными и физическими перегрузками, низкое — с малой престижностью, плохими условиями труда, невозможностью реализовать себя, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, неудовлетворительной заработной платой):
в-третьих, служебные конфликты, неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством (например, стресс может возникнуть, когда работник не получает от руководителя того, что необходимо, по его мнению, для работы);
в-четвертых, трудности согласования служебных и семейных отношений.
Во многих случаях имеет место одновременное действие нескольких этих факторов. Толчок стрессу дает какое-то из ряда вон выходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать, и если последствия предполагаются негативными, возникает стресс. Он проявляется в состоянии тревоги, предчувствии опасности, физическом недомогании.
Рассмотрим основные психологические способы управления стрессами.
1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе обучения соответствующим методам (например, последовательной мышечной релаксации — упражнениям по расслаблению и напряжению мышц, аутотренингу и т.п.).
2. Сознательное изменение процессов восприятия и оценки ситуации. Здесь можно выделить: отрицание (уклонение от восприятия негативной информации); вытеснение (забывание или переключение на другое): принятие обстоятельств такими, какие они есть;
замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной; рационализацию (внушение себе мысли о малозначимости проблемы, незаинтересованности в ней на самом деле и проч.).
3. Эмоционально-психологическая разрядка с помощью сна, слез, разговора с сочувствующими лицами.
4. Изменение позиции по отношению к проблеме в виде снижения требований и претензий к себе и другим, перепоручение ее решения другим и ограничения собственных контактов, игнорирования и бездействия.

17.              МЫШЛЕНИЕ. КОМПОНЕНТЫ И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующееся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление носит обобщенный характер, т.к. выделяя общее в объектах человек опирается не только на то, что воспринимается в данный момент, но и использует представления, имеющиеся в прошлом опыте.
Мышление носит опосредованный характер, т.к. оно опосредованно речью и системой мыслительной операции.
Выделяют содержательный компонент мышления (содержанием мышления является понятия – мысль, выраженная в слове, сохраняющая лишь существенные признаки, предметы или явления) и операционные компоненты (являются система мыслительных операций и умственные действия):
1.   анализ – функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого;
2.   синтез -  служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа;
3.   абстрагирование – обеспечивает выделение одних признаков и отвлечения от других;
4.   обобщение – средство объединения предметов и явлений по их существенным признакам и свойствам;
5.   классификация  - направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям;
6.   систематизация – направлена на разделение целых групп, классов.
Виды мышления:
в зависимости от содержания решаемой задачи принято выделять 3 вида мышления:
·     практически-действенное (характеризуется тем, что мысл.задача решается непосредственно в процессе деятельности; этот вид мышления является и исторически и онтогенетические наиболее ранним видом);
·     нагляднообразное (характеризуется тем, что содержит мысл.задачи, основанные на образном материале);
·     словеснологическое (особенностью является то, что задача решается в вербальной (словесной) форме, используя эту форму человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые не имеют прямого образного выражения.




18.              ВНИМАНИЕ. ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте, обеспечивающий его наиболее ясное отражение.
В нервной системе под влиянием внешней или внутренней системы возникает очаг возбуждения, который на определенное время господствует над другими участками, доминирует. Этот принцип доминанты лежит в основе физиологических механизмов внимания.
1.       По активности человека в организации внимания различают 3 вида:
·         Произвольное – управляется сознательной целью, оно тесно связана с волей человека, основной функцией является активное регулирование протекания псих.процессов;
·         Непроизвольное – наиболее простое  и генетически исходное, оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей;
·         Послепроизвольное – это сосредоточивание на объекте, в силу его ценности для личности.
2.   По местонахождению объекта:
·     Внешнее
·     Внутреннее
Свойства внимания:
1.   объем внимания – измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени (4-6 объектов);
2.   распределение внимания – выражается в том, что человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов;
3.   переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;
4.   устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту (15-20 мин.);
5.   отвлечение.
Свойства личности, связанные со вниманием:
·     невнимательность;
·     внимательность;
·     рассеянность (мнимая и подлинная);
·     наблюдательность.

19.ПАМЯТЬ. ВИДЫ ПАМЯТИ И ПРОЦЕССЫ.
Память – запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта.
Выделяют:
1.   по характеру психической активности, преобладающие в деятельности:
·     двигательную память;
·     образную память:
-     слуховую, зрительную, вкусовую, осязательную, обонятельную
·     словесно-логическую память;
·     эмоциональную память.
2.   по целям:
·     непроизвольная;
·     произвольная.
3.   по продолжительности закрепления и сохранения материала:
·     мгновенная (полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов (0,1-0,5с));
·     кратковременная (сохранение информации в течение 20 сек.);
·     долговременная (в прцессе перехода в долговременную память материал перерабатывается, вербализуется и частично теряется. Время хранения материала в долговременной памяти практически неограниченно, хотя и невсегда его можно воспроизветси);
·     оперативная (процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия);
Процессы:
·     заучивание – запоминание с целью сохранения в памяти материала
Виды заучивания:
1.   по отношению к исходному тексту:
-     дословное
-     близкое к тексту
-     смысловое
2.   по характеру связей в апоминаемом материале:
-     механическое
-     смысловое

·     сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.
·     Воспроизведенеие – воссоздание в деятельности и общении схраненного материала
Виды воспризведения:
-     Узнавание
-     Собственное воспроизведение
-     Припоминание

20 Воображение. Виды воображения
ВООБРАЖЕНИЕ – это познавательный процесс создания образов взаимозаменяющих человеческий опыт.
По степени выраженности, активности выделяют:
1) Пассивное воображение
-            преднамеренное (грезы);
-            непреднамеренное (сон).
С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры головного мозга и подкорки.
2) Активное воображение
-    воссоздающее (создание образов, соответствующих написанию);
-    творческое (создание нового образа или идеи).

21 Приемы творческого воображения
1.       Агглютинация – создание образа из двух не сходящихся идей (русалка, человек-амфибия).
2.       Аналогия – создание образа по аналогии с другим (подводная лодка созд. по аналогии с дельфином).
3.       Преувеличение и преуменьшение (Змей-Горыныч, Гулливер).
4.       Типизация (придание или отнесение к какому-либо типу) (Дон Жуан, русская береза).
5.       Придача – объекту приписываются несвойственные ему (чаще мистические) качества и функции (ковер-самолет, волшебная лампа Аладдина).
6.       Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации.

22 Строение центральной нервной системы (ЦНС)
Нейрон – нервная клетка. Имеет два нитевидных отростка – аксон и дендрит.
Аксон – передает возбуждение от данной клетки к соседней. Дендрит – воспринимает возбуждение соседней клетки. Синапс – контакт аксона с дендритом. Взаимодействие, определяющее передачу нервного сигнала. Благодаря синапсу устанавливаются новые связи в нервной системе.
ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Основной элемент в ЦНС – нейрон.

23 Функциональная организация человеческого мозга.
Учение о функциональной организации головного мозга создал А.Р. Лурия. Согласно его теории мозг человека состоит из 3 основных функциональных блоков:
1.       Энергетический блок. Поддерживает тонус коры головного мозга. Расположен в глубине мозга, в верхних отделах мозгового ствола.
2.       2-й блок. Связан с анализом и синтезом сигналов, с приемом, переработкой, и хранением информации. Расположен в задних отделах головного мозга.
3.       3-й блок. Осуществляет программирование, регуляцию и контроль активной человеческой деятельности. Расположен в передних отделах больших полушарий.

24 Темперамент и психологические особенности. Типы темперамента. Типы нервной деятельности как физиологические основы типов темперамента. Учет особенностей темперамента в деятельности субъекта.
ТЕМПЕРАМЕНТ (соотношение) – это природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Гиппократ – основатель учения о темпераменте. Врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат.  sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. -  phlegma - “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика (от греч.  melas chole - “черная желчь”).
И.П. Попов выделил следующие свойства нервной системы:
1)      Сила возбуждения. Проявляется в функциональной выносливости нервной клетки, т.е. в способности выдерживать возбуждение, не переходя в противоположное состояние – состояние торможения.
2)      Сила торможения. Способность к образованию тормозных условных реакций.
3)      Уравновешенность. Баланс возбуждения и торможения.
4)      Подвижность. Проявляется в быстроте перехода от одного нервного процесса к другому.
5)      Инертность. Противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
Своеобразная комбинация этих свойств характеризует типы нервной деятельности, соответствующие 4-м типам темперамента, к каждому из которых можно поставить в соответствие 4 типа людей по К. Галену:
1)       сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);
2)       сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);
3)       сильный, неуравновешенный (холерик);
4)       слабый (меланхолик).
Учет особенностей темперамента в деятельности субъекта
САНГВИНИК. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго  работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.
ХОЛЕРИК. Необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.
МЕЛАНХОЛИК. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос  тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик   неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония.  Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно  осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.
Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

25 Характер и типы характера. Акцентуация характера.
С физиологической точки зрения ХАРАКТЕР – это сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связях в коре головного мозга.
Привычками называются движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью. Привычные действия, повторяясь, могут стать чертами характера.
Характер человека проявляется в системе отношений: 1) к другим людям (коммуникабельность, замкнутость); 2) к делу (трудолюбие, лень); 3) к себе (себялюбие и др.); к вещам собственности (жадность, щедрость).
Тип характера – это конкретное выражение в индивидуальном характере черт общих для некоторой группы людей. В индивидуальном характере отражаются национальные, профессиональны, возрастные черты.
Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы.

26 Задатки и способности. Виды способностей.
СПОСОБНОСТИ – это синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Предпосылкой развития способностей являются ЗАДАТКИ – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения.
Павлов И.П. считал, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности (восприятие мира через анализаторы: слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные), принадлежат к художественному типу. При главенстве роли второй сигнальной системы (восприятие мира через книги и т.п.) образуется мыслительный тип. Также существуют смешанные типы.
Выделяют 2 вида способностей: 1) общие (одаренность), 2) специальные.

27 Общение. Стороны общения. Виды общения.
ОБЩЕНИЕ – это многоплановый процесс контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Выделяют 3 стороны общения:
1)       коммуникативная (обмен информации между людьми);
2)       персептивная (восприятие человека человеком);
3)       интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения).
Содержание общения – это коррективное решение задачи. Содержательная сторона общения реализуется через средства: вербальные и невербальные.
Виды общения.
1.       “Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди “не задевали” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться от собеседника”
2.       Примитивное общение,  когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если  нужен  –  то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
3.       Формально – ролевое общение,  когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4.        Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5.       Духовное. Межличностное общение  друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.
6.       Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, “пускание пыли в глаза”, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7.       Светское общение.  Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

28 Социальные группы. Классификация. Этапы развития группы.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ – это общности, внутри которых осуществляется общение.
Классификация.
1.       В зависимости от близости и глубины, складываемых отношений: 1)малая; 2)большая. Малая группа – относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами (от 2 до 40 человек).
2.       По принципу и способу образования: 1)реальная; 2)условная. Условная группа – номинальная, т.е. реально не существующая. Официальная – группа, существующая на основе официальных документов.
3.       По признаку отношения личности к нормам группы. Референтная (эталонная группа) – группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности.

Этапы развития группы.
1.       Диффузная (очередь в магазин, молодежь на дискотеке).
2.       Ассоциация (студенческая группа в первые месяцы образования).
3.       Коллектив.
4.       Корпорация (объединённая группа, круг лиц одной профессии, одного сословия)



29 Коллектив как высшая форма организации людей.
А.В. Петровский полагает, что коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Признаки коллектива:
1.      Социально-одобряемая цель.
2.      Добровольное объединение.
3.      Распределение функций, структура руководства и управления.
4.      Коллектив обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием коллектива.
Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.
Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.
Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.
Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”.

30. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И ЕГО КОНКРЕТНОЕ
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
Педагогика как самостоятельная наука выделилась только в 17 веке. До этого она трактовалась философией.

1)Античность (до 4 века)
● Демокрит (за идею ”всесторонне развитого человека”)
● Платон (мир идей и мир вещей) труд ”Идеальное государство”
                                                        
чувств
разумн
волевое
||
||
||
ремесленноик
философ
воин
земледелец
 
 
|
|
|
восп. до 18 лет
восп. до 30
восп. до 20 лет
То есть Платон предложил систему общественного воспитания детей с младшего возраста. Учеником Платона был Аристотель.
● Аристотель (идея о том, что человек должен развиваться 1)нравственно 2)умственно 3)физически)
● Квинтилиан Марк (оратор). Он создал в Риме школу ораторов. Труд ”О воспитании оратора”

2) Средневековье (4-14 века)
В это время считалось что ребенка нужно воспитывать в страхе. В основном образование церковное, т.е. исходило от церкви – слово божие.
Августин
Гертулиан

3) Эпоха возрождения (14-16 века)
Педагоги гуманисты эпохи Возрождения призывали уважать ребенка и развивать его всесторонне. Ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами.
Леонардо Да Винчи
Микеллеанджело
Ф.Рабля

4)       (17 век)
● Ян Анос Каменский труды ”Материнская школа”,”Мир чувств вещей в картинках”,”Великая дедактика”.
Ввел классо- урочную систему воспитания (действует и поныне). Он считал, что воспитание должно быть целесообразно способностям и задаткам.

Дерево растет: сначала толстые ветки, потом тоненькие. Так же и в педагогике и учении. Преподаватель сначала дает что-то общее, а уже потом идет углубление. Так же как и художник, он делает набросок, общий, а потом точные черты.

5) Эпоха просвещения (18 век)
● Джон Локк труды ”Книга Воспитаний” (о том, как воспитать джентльмена)
● Ж.Ж. Руссо ”Эмиль, или о воспитании” (как надо воспитывать мальчика)
                      ”Юлия или новая Элоиза” (воспитание девочки)
Он сторонник свободного воспитания  (чайник горячий, можно об этом сказать, но все-равно однажды ребенок дотронется. Но зато потом трогать не будет. Если ребенок разобьет окно, то его не стоит чинить, пусть он простудится, зато потом не будет). Он также был противником книг. Считал, что учитель должен все показывать и рассказывать.
                           ”Метод естественных последствий”
                             от родж – 2 года (физическое закаливание, физич. Воспитание)
                            2-12лет (серьезные книги не нужны, читать не должен)
                            12-15лет (нужно изучать науки о природа)
                            15-18лет (обязательно нравственное воспитание, так как здесь присутствует ”Буря страстей”)
Девочка должна быть покорной и религиозно-воспитанной.

5)       (19 век)
● Иоганн Генрих Песталоцци (преподаватель) труды ”Лингард и Гертруда”
                                                                                         ”Как Гертруда учит своих детей”
Разработал теорию элементарного образования.
● Ушинский  труды ”Родное слово”,”Человек как предмет воспитания”.
Подчеркивал важность русского фольклора и русского языка
      
6)       (20 век)
● Антон Семенович Макаренко (разработал теорию коллективного воспитания). Труд ”Педагогическая поэма”.


31. СТРУКТУРА СОДЕЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Элементы содержания образования:
1) Знания
2) Умения и навыки
3) Развитие творчества
4) Воспитание (что есть опыт эмоционально-ценностных отношений к реальной действительности, к изучаемым объектам, другим людям и самому себе)

32. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Основные категории педагогики


Воспитание     Воспитание       Обучение     Формирование  Развитие  Образование
(в узком смысле        (в широком              (передача знаний,    (самое широкое,          (переход от   (это плод обучения
воспитат. Работа)        смысле)                    умений, навыков)   подготовка личн-        кол-ва к ка-  Главный критерий:
                                                                                                          ности к жизни в          честву)         систематичн.,
                                                                                                           обществе под                                    знаний, навык.
                                                                                                           воздействием                                    умений, мышл.) 
                                                                                                           всех факторов,
                                                                                                           полит, экон.)


33. ПРИНЦИПЫ ДЕДАКТИКИ И ИХ ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Дидактика – это теория обученя.

1) сознательность и активность обучения (связь педагогического руководства с сознательной активной творческой деятельностью учащегося)
2) наглядность
3) систематичность и последовательность
4) прочность (не запоминать малоценные знания, вести обобщающие уроки)
5) доступность (организация учебного процесса в соответствии с уровнем развития учащихся)
6) научность (учащимся предлагаются подлинные, прочно-установленные наукой знания, методы обучения должны приближаться по характеру к методам изучаемой науки: физика-опыты, психология-семинары)
7) принципы теории с практикой (часть учебного процесса отводиться к применению знаний)


34. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Организационные формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

1) ФОРМЫ ОБУЧЕНЯ (по кол-ву обучающихся)
- массовые
- коллективные
- групповые
- индивидуальные
2) ФОРМЫ ОБУЧЕНИ (по продолжительности занятия)
- классические (45 м)
- спаренное (90м)
- произвольное
3) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (по месту)
 - школьные
- внешкольные (экскурсии, знакомство с пр-ом на заводу)

Основная форма обучения урок.
Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении элемент учебного процесса.

Классификация уроков по дидактическим целям и месту уроков в общей системе.

- комбинированные
- уроки изучения новых знаний
- уроки формирования новых умений
- уроки обобщения и систематизации
- уроки контроля и коррекции знаний, умений
- уроки практического применения знаний, умений

К ВУЗовским формам обучения относят:
- лекция,
- практика, семинар,
- лабораторная,
- коллоквиум (одна тема глубоко изучается, берется много различных источников).

35. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1) МЕТОДЫ ВОСПРИЯТИЯ, УСВОЕНИЯ
- рассказ,
- беседа,
- объяснение,
- лекция,
- иллюстрация,
- демонстрация,
- работа с книгой и документом

2) МЕТОДЫ УСВОЕНИЯ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
- проблемная ситуация
- игровая ситуация
- дискуссия
- эксперимент
- упражнение
- опорный конспект
- взаимообучение
- опрос и контроль

3) МЕТОДЫ УЧЕБНО-ТВОРЧЕКОГО ВЫРАЖЕНЯ
- самостоятельный поиск
- художественное исполнительство
- критический анализ результатов учебной деятельности

36. МЕТОДЫ И ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

1)       МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
- рассказ на этическую тему
- разъяснение с внушением
- этическая беседа, диспут
- личный или иной пример)
2)       МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-упражнение (многократное исполнение требуемых действий)
3) СОРЕВНОВАНИЕ

ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ
- умственное
- нравственное
- физическое
- трудовое
- эстетическое

37,38. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 Педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности по организации учебного процесса.

1] Проблемное обучение
Сущность проблемной интерпретации материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Решение проблемы требует включения творческого мышления.
Проблемный метод предполагает следующие шаги:
1)создается проблемная ситуация
2) создается проблемная задача
3)создается модель поискового решения
Формы проблемного обучения:
1)проблемное изложение материала
2)частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента в лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров
3)самостоятельная исследовательская деятельность (учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя

2] Игровые технологии
Понятие включает обширную группу методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью, характеризуется учебно-познавательной особенностью.

3] Информационные технологии
Компьютерное обучение (особенно при дистанционном обучении).
Модуль- это логически завершенная чать учебного материала, сопровождающаяся контролем знаний и умений учащегося (типа Unit).

4] Личностно-развивающее обучение
В основу теории Эльконина и Давыдова (психологи) положена идея об определяющем значении для развития у ребенка теоретических знаний, теоретического мышления. Согласно этой теории, содержанием начального обучения являются теоретические знания. Учебная деятельность строится по теоретико-дедуктивному методу (от теории к практике).
Система Занкова обращена не только к интеллектуальной, но и к нравственной сфере, к субъективному опыту ребенка. При этом анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление являются результатом взаимодействия ума, воли, чувств.

5] Технологии сотрудничества
Технологии индивидуального подхода. Основные идеи технологии сотрудничества:
- идея трудной цели (нужно ставить сложные идеи)
- идея опоры (опорный конспект)
- идея свободного выбора
- идея крупных блоков (материал выдается большими блоками)
- обучение в сфере диалога
Начало положил ШАТАЛОВ.


6] Теория поэтапного формирования умственных действий
В основе данной теории лежит идея об принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие происходит поэтапным переходом от внешней деятельности к внутренней.
Последовательность обучения на основе этой теории слагается из этапов:
1)предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия в сознании (инструкция)
2)выполнение материального действия на основе инструкции
3)этап внешней речи (проговаривание вслух выполняемой операции)
4)этап внутренней речи
5)этап автоматизированного действия


39. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ, КАК ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Социальная психология изучает изменения, которые происходят с психикой человека, под влиянием взаимодействия с другими членами социальных групп и коллективов.
Ролевые ожидания – общество вырабатывает стереотипы поведения в определенных ситуациях.
Роль - жена, профессор и т.д.
Само понятие социальной роли оказалось удобным для объяснения поведения человека.
Социальная роль – это программа действия  человека в той или иной ситуации.
Ролевое поведение – это единство, взаимопроникновение индивидуальности исполнителя и самой роли.


40. МЕХАНИЗМЫ И ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ (ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ)

Механизмы социальной перцепции

1)                Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место другого человека.
2)                Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основывается на умении правильно представить себе что переживает и как оценивает другой человек.
3)                Рефлексия – самопознание, в основе которого лежит способность человека представлять как он воспринимается партнером оп общению.
4)                Каузальная атрибуция – максимум интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения.
5)                Стереотизация – восприятие партнера по общению на основе стереотипа, т.е. как представителя определенной социальной группы.
6)                Эффект ”ориола” – информация о человеке на тот образ, который был создан заранее (это мешает объективно оценить).