На главную

Валентинас Мураускас, Осознание-дыхание-здоровье // Психология.Пермь. – 2009. - №17. с 32-33

Статьи 2003-2004 года

Статьи 2005-2007 года

Статьи 2008-2009 года


Статьи по номерам журнала
Осознание-дыхание-здоровье

Кто хоть малость систематически позанимался любым видом «восточных» практик, будь то хатха йога или чисто медитативная практика, он обязательно замечал оздаравливающее ее действие.  С другой стороны известно, что любая из традиционных систем познания,  до нас дошедших в виде учений, мистического или религиозного знания, указывает на важность дыхания и часто имеет в своем арсенале средств особые методы дыхания. Советы по дыханию находим и в древнейших источниках по йоге, и в относительно «свежих» книгах ныне здравствующих небезызвестных авторов. Это общеизвестно.
Неясности возникают, когда встает вопрос, каким образом дыхание связано с познанием, практически любым познанием в любой традиции или системе знания. Только учтем, что Познание тут понимается как более широкая активность, чем приобретение только интеллектуального знания в рамках физической модели Реальности. Хотя даже учащиеся современных учебных заведений запада все более широко применяют какие то элементы физических или дыхательных упражнений «списанных» из старинных систем и этим облегчает напряженный процесс западного обучения.
Связь дыхания со здоровьем более извесен, но попытки разобраться в механизме этой связи весьма противоречивы.
Давайте посмотрим, что общего мы можем найти в обвяленных результатах практического применения различных методов дыхания. Первое, что бросается в глаза, то это сочетание таких изменений: расслабление или хотя бы спад напряженности, падение объема дыхания, относительное усиление «странных» ощущений нефизического осознания и ослабление доминирования обычного физического осознания и ему соответствующей системы интерпретаций ощущений. Многим известен реберфинг (метод гипервентиляции, целенаправленно приводящий к измененным состояниям сознания, как его объясняет околонаучная публика), как инструмент ослабления многих психологических отклонений м фобий.
Нетрудно заметить, что грамотная реализация дыхательных практик ведет к гармонизации осознания и уходу уход от закостенелых интерпретаций на основе физической модели. Так ведь и известные системы Познания приводят к тем же результатам, которые многие считают благими, но побочными явлениями духовной практики. Самое забавное, что подобные «побочные» явления встечаютя и у тех, кто применяют немедикаментозные оздоровительные или лечебные практики (например тренинги Нарбекова или занятия по методу академика Бутейко...)
Если Познание понимать, как тренировку внимания в освоении других, не физических форм осознания, проще уловить связь дыхания с познанием и здоровьем. Целенаправленное изменение формы дыхания на фоне физического, эмоционального и ментального расслабления, в обход интелекта, создает предпосылки исследования других осознаний. Фактически методы дыхания становятся почти самодостаточными методами Познания. «Почти» - потому, что человек есть стадное, или выражаясь красивее - коллективное существо, и ему пока необходим язык для накопления и передачи Знания. Эта человеческая потребность на Западе после уровня обеспеченного выживания традиционно называется поиском Бога, Абсолюта, хотя язык начала ХХI века уже позволяет выразиться точнее: человеку присуща потребность Познания Реальности не ограничиваясь одной научной моделью физического мира, которая трещит по всем швам от накопившихся несоответствий.  
Эту заметку вызвал тот факт, что методы дыхания «независимо» стали очень действенными  оздоровительными практиками. Особо стоит отметить «метод академика Бутейко» с полувековой историей исследований и практического применения……………………………….
Валентинас Мураускас
[email protected]